Будущее транспортной сферы после послания Президента

02 марта 2024

Первый заместитель генерального директора Центр стратегических разработок, председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая поделилась своим мнением о ключевых задачах в транспортной сфере по итогам Послания Федерального Собрания.

Глава государства анонсировал запуск пяти национальных проектов, которые призваны улучшить качество жизни граждан и стимулировать развитие экономики страны. Все проекты должны быть утверждены до конца года и скоординированы между собой.

Для транспортного комплекса такая синхронизация в текущих условиях важна как никогда. Ни для кого не секрет, что морские порты в нашей стране развиваются быстрее, чем подъездная инфраструктура к ним, и этот вопрос сближения объемов мощностей и сроков реализации проектов решался в рамках известного всем национального проекта «Безопасные качественные дороги» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Ситуация в мире на сегодняшний день уже изменила логистику в нашей стране, ряд портов недозагружены более чем на 50%, при этом подъездная инфраструктура не имеет резервов. Все мы понимаем, что нужно максимально активно расширять существующие и строить новые автомобильные и железные дороги.

Президент страны очень много задач поставил в сфере развития транспорта, так как он не просто обеспечивает работу всех иных отраслей экономики, но и является драйвером их развития.

1 рубль вложенных средств в развитие транспортной инфраструктуры в среднем приносит вклад в экономику (валовая добавленная стоимость) 2-3 рубля, это за счет строительства и использования инфраструктуры. Это значит, что вложения в транспортную инфраструктуру позволяют развивать и строительную отрасль, и промышленность в целом, увеличить рабочие места, повысить оборачиваемость торговли и улучшить качество жизни населения страны.

Реализация крупномасштабных проектов, которые связывают регионы нашей страны, позволяет предприятиям и населению быть «ближе» к деловым региональным центрам, что ведет к расширению рынков труда, сбыта, поставок и капитала.

Исследования подтверждают, что улучшение транспортной инфраструктуры влияет на решение людей о турпоездках. Напомню, что с 2018 года до сегодняшнего дня произошел бум строительства именно транспортной инфраструктуры: за 6 лет построено и реконструировано более 11 тыс. км дорог, отремонтировано порядка 140 тыс. км трасс, введены значимые объекты – Крымский мост, дороги М-12, М-11, ЦКАД, и т.д. Эти стройки не позволили просесть экономике нашей страны в напряжённый период.

Но одной стройкой не решить все вопросы в моменте, нужны решения и в смежных отраслях. Президент отдельно остановился на развитии технологического суверенитета и отметил, что к 2030 году необходимо создать цифровые платформы во всех основных отраслях экономики. Для транспорта – это мощнейший импульс для развития, в том числе в вопросах импортозамещения и поддержки отечественных производителей.

Для обеспечения доступа к высокоскоростному интернету практически на всей территории страны планируется кратно нарастить спутниковую группировку. Это обеспечит доступ к интернету на всех трассах нашей страны.

150 миллиардов будет выделено на обновление общественного транспорта, еще дополнительно 66 миллиардов направят на закупку школьных автобусов. Это значит, что программа развития общественного транспорта будет только набирать оборот. Мы не раз отмечали, что общественный транспорт – ключевой в обеспечении развития отраслей экономики, так как каждый день он подвозит людей на рабочие места, а люди – это 40 % ВВП нашей страны.

К 2030 году должно быть построено более 50 обходов городов. В 90 % случаев это высокоэффективные для экономики проекты, так как это в первую очередь разгрузка внутригородских дорог и кратное ускорение времени в пути для автомобилистов, и, как следствие, повышение оборачиваемости торговли.

Правительство разработает предложения по смягчению налогового режима для производственных предприятий малого и среднего бизнеса – а это очень важно для пассажирского транспорта малых городов и сельских территорий, где транспортные предприятия являются представителями малого и среднего бизнеса.