Изменение таможенного администрирования

Изменение таможенного администрирования

Новый доклад ЦСР «Таможенное администрирование: что делать?» подготовлен совместно с экспертами РАНХиГС и ВАВТ. Авторы подробно анализируют существующие проблемы и предлагают ряд системных, радикальных мер по улучшению ситуации. Основной целью изменений являются улучшение собираемости таможенных пошлин и налогов, повышение достоверности таможенного декларирования при одновременном упрощении процедур и сокращении затрат предпринимателей.

К основным недостаткам существующей системы таможенного администрирования авторы относят: многоэтапность таможенного оформления, многократное предоставление сведений и их дублирование на бумажных носителях; разобщенность контрольных функций налоговых и таможенных органов; принудительное удержание оборотных средств компаний на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежного залога; подмену системы управления рисками «тарифной сеткой» (стоимостными профилями риска); слабую аналитическую работу в рамках системы анализа рисков и управления ими. Таким образом, затратные технологии контроля не гарантируют его надежности, считают авторы, образуют информационные разрывы для фискального контроля, а сосредоточенность на незыблемости сложившихся процессов не позволяет адекватно реагировать на новые вызовы: таможенное оформление товаров, подверженных высокому уровню налогообложения в других странах – членах ЕАЭС или значительные темпы роста ввоза товаров без уплаты таможенных платежей через каналы интернет-торговли, например.

Следует отметить, что существующие программные документы ориентированы на постепенные улучшения таможенного администрирования. При этом они сохраняют базовые технологии и бизнес-процессы неизменными, а значит, консервируют и основные проблемы. Особого внимания заслуживает вступивший в силу с 1 января 2018 года Таможенный кодекс ЕАЭС. На данный момент правовые документы базируются на консервативных подходах к выстраиванию таможенного контроля и фиксации устоявшихся многоэтапных технологий, а обновление таможенного законодательства не изменяют ситуацию в целом.

В этой связи авторы выделяют следующие ключевые направления совершенствования таможенного администрирования:

Предлагаемая авторами доклада структура бизнес-процессов логически сонаправлена и частично пересекается с существующим подходом ФТС, сохраняющим в той или иной степени основные базовые элементы существующей системы таможенного администрирования. За счет инструментов, описанных в докладе, как полагают авторы, в целевой структуре бизнес-процессов перечисленные недостатки будут исключены для всех участников ВЭД (а не только для группы с низким уровнем риска). До определенного этапа планы ФТС могут развиваться параллельно с предлагаемыми в докладе изменениями и в итоге стать основой для внедрения более системного единого механизма таможенного и налогового администрирования.

В качестве направлений реализации изменений предлагаются следующие:

1) Развитие информационных технологий. Результатом станет возможность проведения первичного контроля до ввоза товаров и транспортных средств, обязательное предварительное декларирование товаров в электронной форме, а также проведение первичного анализа предоставленных сведений обеспечения прослеживаемости передвижения товара вплоть до розничного потребителя.

2) Обновление системы управления рисками, цель которой должна заключаться в обеспечении соответствия товаров принятым к учету сведениям, указанным при их декларировании. Система рисков должна реагировать на «нетипичное поведение» перевозчика, импортера и иных лиц, задействованных в цепочке поставок, а также на иные индикаторы.

3) Разработка и внедрение системы генеральных финансовых гарантий, которые будут покрывать исполнение обязательств по уплате таможенных платежей на определенный период, а не на партию. Размер гарантии предлагается рассчитывать предварительно до ввоза товара на основе заключенного договора с применением повышающих или понижающих коэффициентов.

4) Формирование требований к бухгалтерскому учету или системе учета товаров для таможенных целей. Фиксация сведений об импортере и товарах, следующих в его адрес, в пунктах пропуска с использованием данных, имеющихся у налоговой службы, минимизирует риски уклонения импортера от выполнения обязанностей по таможенному оформлению товаров и уплаты таможенных платежей в отношении ввезенных товаров, поскольку в системе фискального контроля уже имеются сведения о внешнеторговой и иной хозяйственной деятельности этого лица, в эту же систему попадают сведения о совершенной трансакции.

5) Взаимодействие таможенных и налоговых органов, подразумевающее объединение информационных баз данных таможенных и налоговых органов (или обеспечение связности между ними в непрерывном режиме); разработку подходов по сближению методов контроля и передачу налоговым органам функций взимания косвенных налогов при импорте товаров с последующей передачей ФНС функции администрирования всех таможенных платежей. В результате контроль ввезенных товаров и сделок с ними до их розничной реализации перейдет к налоговым органам по месту учета компании-импортера.

6) Меры нефискального контроля. Переход на интегрированный контроль в пунктах пропуска потребует уточнения функций государственных контролирующих органов, чтобы, с одной стороны, исключить дублирование, а с другой – избежать разрывов, когда на факты нарушений не может отреагировать ни один из контролирующих органов.

7) Изменение подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов (KPI) с переориентацией на показатели затратности для бизнеса и государства и эффективности по уровню достоверности декларирования товаров и собираемости таможенных платежей. В основу методик расчета KPI должна лечь оценка налоговых разрывов и соотношения легально или с нарушением правил ввезенных товаров и скорость контроля при пересечении таможенной границы с учетом его стоимости для бизнеса и государства. При этом авторы полагают, что полноценное изменение системы мотивации таможенных органов и ее переориентация на показатели затратности (для бизнеса и государства) и эффективности (уровень достоверности декларирования или собираемости таможенных платежей, исходя из фактического или прогнозируемого объема товарооборота) невозможно без изменения подходов к бюджетному планированию, включения в него механизмов формирования резервов на случай недосбора таможенных и налоговых платежей в связи с изменением внешнекономической и внутренней конъюнктуры, создания автоматических бюджетных стабилизаторов и разработки других механизмов.

8) Соответствующее материально-техническое оснащение пунктов пропуска (таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного).

9) Подготовка и переподготовка кадров.

10) Меры правового характера, включая изменения в законодательстве ЕАЭС. Значительная часть предлагаемых изменений может быть осуществлена на основе положений национального законодательства при условии его уточнения.

Изменения предлагается провести в три этапа, с помощью которых авторы рассчитывают добиться следующих результатов:

Среди основных рисков авторы доклада отмечают возможные трудности при согласовании законодательных изменений как в рамках российского законодательства, так и в рамках ЕАЭС, бюджетные риски и сопротивление со стороны компаний–посредников, чей бизнес претерпит изменения.

002

Приемная

Тел.:+7 (495) 725-78-06, +7 (495) 725-78-50
Факс:+7 (495) 725-78-14
E-mail:info@csr.ru

Центральный офис

Адрес:Москва, 125993
Газетный пер., 3-5 стр.1, 3 этаж
на карте

Контакты для СМИ

E-mail:press@csr.ru

Подписка на новостной дайджест

[email-subscribers namefield="YES" desc="" group="Public"]
Подписаться

Поиск по новостям

Видео

Поиск по исследованиям