Образование — инструмент экономического роста

Образование — инструмент экономического роста

4 ноября 2017

Образование — инструмент экономического роста

ррарапр

Сегодня часто говорится о том, что в условиях современного мира – его скоростей и сложности – необходимо трансформировать существующую образовательную систему. Значимость человеческого капитала в новых условиях вырастает в разы, и для трансформации этого капитала необходимо объединение усилий всего мирового образовательного сообщества.

Ни одна страна самостоятельно не справится с глобальными вызовами современности, считает Энтони Маккей, экспертный консультант ОЭСР и ЮНЕСКО, сооснователь альянса Global Education Leaders` Partnership (GELP). В этом году GELP, влияющий на развитие школьного образования за рубежом, впервые выбрал Россию местом встречи лидеров и экспертов для обсуждения образовательных стандартов, поиска идей, проектов и формирования глобальной повестки по развитию новой системы обучения школьников. «Необходимо, чтобы Россия входила в меняющиеся модели образования. Нам есть что предложить с точки зрения образовательных инноваций, подходов и практик. Но наравне с этим важно «слышать» остальной мир и понимать вектор движения», — с этими словами на саммите GELP выступил основатель созданного в России объединения Global Education Futures (GEF), профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша. Задачи, стоящие перед Россией и другими государствами, схожи и только сообща можно создать отвечающее глобальным вызовам 21 века мировое образовательное пространство.

Главный вызов современности состоит в цифровизации экономики и автоматизации процессов, из-за чего происходит масштабная трансформация рынков труда: большое количество профессий за ближайшее десятилетие должно уйти в небытие, одновременно с этим возникнет запрос на новые рабочие места. По словам экспертов, новому поколению, чтобы не потеряться, необходимо быть готовыми учиться и развиваться всю жизнь.

Для этого уже сегодня нужно развивать в детях мотивацию — нацеливать их на саморазвитие, творчество, самостоятельность. Павел Лукша привел сравнение с космической программой: во время подготовки космонавты не знают, в какую точку галактики предстоит полет, кто будет в команде, какова окажется конструкция корабля, он должен быть готов к любому ходу миссии. Такие же условия ожидают людей будущего – им придется быстро перенастраиваться в зависимости от ситуации на рынке труда. Следующий вызов – это так называемый вызов стратегической неопределенности: мир становится более турбулентным, переживает больше кризисов, и эта ситуация не изменится в ближайшие 20 лет. Новым поколениям необходимо уметь адаптироваться к этой турбулентности. Еще один серьезный фактор кроется в экологической неустойчивости цивилизации. «Человечество должно либо решить эту проблему или, наоборот, приблизится к катастрофе», — считает Павел Лукша. Избежать второго сценария можно только с помощью внедрения новых технологий и развития этического вектора, в связи с чем нужно сформировать пакет ценностей цивилизации 21 века и внедрить его в образовательную модель.

Сама школа перестает быть единицей образования, она должна становиться частью целой экосистемы, включающей и городские пространства и онлайн-платформы. По мнению экспертов, образовательные экосистемы будущего возникают вокруг и поверх существующей образовательной системы, достраивая ее и делая более гибкой. Большое участие в этом процессе должно принимать не только государство, но общественные институты и объединения – частные инвесторы, социальные предприниматели, родительские сообщества.
Однако в России еще много нерешенных проблем даже на школьном уровне. Среди них — устаревшая система оценки успеваемости. В эпоху больших данных нельзя продолжать использовать систему тестов, которые проводятся раз в год, считают эксперты. Новый подход должен учитывать мотивацию ученика, его желание учиться, изучать эмоциональный интеллект учащегося, а не только фиксировать результат освоения знаний. Вопрос стоит даже не в технологиях, а в ментальности педагогов, руководств школ и ведомств, которые не готовы к смене подхода. Чтобы поменять оценочную систему, нужно перезагружать их сознание, уверено экспертное сообщество. Сооснователь «Рыбаков Фонда» Игорь Рыбаков поднял проблему недоверия между родителями и учителями: одни недовольны качеством образования, вторые – способностями учеников. «Если нет доверия в школе – как воспитывать детей?», — озвучил он наболевший вопрос. Рыбаков видит выход во внедрении в образовательный процесс сообщества успешных выпускников, которые могут вести кружки, дополнительные предметы с использованием новых инструментов – их присутствие способно изменить общий настрой детей на обучение, преобразовать «колючую» атмосферу между родителями и педагогами.

Еще один болезненный момент – «неэффективное использование образования». По словам Рыбакова, несмотря на достойный уровень получаемых знаний, среди молодых людей катастрофически мало желающих заниматься предпринимательством. Он назвал это явление «фантастическим», с которым нужно бороться, повышая уровень предпринимательской инициативы среди молодежи. Помощник заместителя председателя Правительства РФ, бывший замминистра образования Вениамин Каганов поднял тему здоровья детей. «Мы растим супергероев, но, к сожалению, мало внимания, в том числе на этом саммите, уделено роли физического развития учеников», — считает он.

Глава ЦСР Алексей Кудрин обозначил более глобальную проблему – низкий уровень финансирования российского образования. По его словам, сегодня государство тратит на эту сферу 3,6% от ВВП. Центр стратегических разработок выдвигает свою концепцию, согласно которой за шесть лет необходимо поднять расходы на 0,8-1% от ВВП. «Хотя мы все равно будем отставать от европейским стран и Америки. Вложения нужны», — признался Кудрин. В первую очередь, по его мнению, нужно усилить оснащение школ и университетов. Если это не сделать сейчас, Россия потеряет тот статус технологической державы, который пока есть. Поэтому стоит поменять отношение к образованию в целом – видеть в нем не только социальный институт, но и инструмент экономического роста, успешности страны, повышения ее конкурентоспособности. «Мы должны видеть эту сферу как важный институт для инвестиций в наше будущее», — сказал Кудрин.

Другие популярные новости

больше новостей

Приемная

Тел.:+7 (495) 725-78-06, +7 (495) 725-78-50
Факс:+7 (495) 725-78-14
E-mail:info@csr.ru

Центральный офис

Адрес:Москва, 125009
ул. Воздвиженка, д. 10
на карте

Контакты для СМИ

E-mail:press@csr.ru

Подписка на новостной дайджест

Подписаться

Поиск по новостям

Видео

Поиск по исследованиям