Сертификат на новые знания

Сертификат на новые знания

26 июня 2017

Сертификат на новые знания

19452855_10212635596032336_8809636670617159620_o

Что такое образовательные сертификаты и зачем они нужны российской экономике

С недавних пор в России стала обсуждаться идея внедрения нового финансового инструмента – образовательного сертификата. Считается, что с помощью этого новшества можно будет добиться нескольких целей: сделать более эффективной систему госфинансирования учебных организаций, а также повысить доступность образовательных программ для населения.

Сам по себе инструмент не нов для мировой практики. Многие западные страны в той или иной степени внедрили сертификата в свою систему финансирования образования, в том числе США (где эта идея и родилась), Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Дания, Испания, Голландия, Швеция, рассматривается такая возможность и в соседнем Казахстане.

У нас в стране узаконить инструмент должен разработанный Минфином законопроект «О госзаказе на оказание государственных услуг в социальной сфере». В нем говорится о бюджетном сертификате софинансирования — именном документе, удостоверяющем право гражданина получить от выбранного им исполнителя услугу в социальной сфере в определенном объеме и определенного качества. Если говорить о сертификате применительно к сфере образования, то он представляет собой определенное в денежном выражении обязательство государства полностью или частично оплатить определенный объем образовательных услуг. Говоря своими словами, это целевой капитал, выделяемый на исключительно на образовательные цели, без перечисления гражданину реальных денежных средств (по аналогии с материнским капиталом). Гражданин сам выбирает – в какое учреждение ему отнести сертификат и получить услугу.

Главный оценщик качества

В законопроекте сертификат рассматривается в качестве одного из инструментов распределения госсредств. В данный момент основной формой финансирования образовательных учреждений (вузов, школ, государственных детских садов и т.д.) является государственное задание, при котором государство определяет — какие учреждения будут участвовать в программе, какие именно услуги они будут оказывать и по какой стоимости. То есть бюджетные средства распределяются централизованно и касаются лишь государственных организаций.

Система финансирования образования с помощью сертификатов отличается от централизованной способом распределения госбюджетных средств. «Идея нового законопроекта — увеличить конкурсность и эффективность выделения средств», — говорит замруководителя направления «Человеческий капитал» ЦСР Михаил Алашкевич. Использование системы предполагает не массовую (централизованную) закупку услуг у конкретных организаций (операторов) по определенным критериям, а оплату услуг организаций, выбранных самими потребителями. В этом и состоит объективность оценки операторов, поскольку главным оценщиком становится не вышестоящий орган, а потребители, которые будут обращаться к тем, кто предоставляет лучшее по качеству образование.

Также соблюдается принцип конкурсности распределения средств, поскольку операторы будут стремиться повышать качество программ и вкладывать в рекламу, конкурируя не только с государственными структурами, но и с частными организациями. Последние, в свою очередь, получат стимул для развития и привлечения новых инвестиций, будут активней расширять сети и приглашать к себе лучших преподавателей. Государство, к слову, не будет тратить на это ни копейки (за исключением оплаты непосредственно услуг).

Еще один важный момент – система отменяет жесткий территориальный способ набора контингента учащихся, получатель может выбирать учебное заведение или определенные курсы в любом регионе. Кроме того, он может выбирать: потратить сертификат полностью на получение одной услуги или разбить его стоимость на несколько программ. «Это прогрессивная форма контракта между государством и гражданином, которая позволяет повысить качество обучения и расширить доступность данных услуг для населения», — считает Алашкевич.

Траектория применения

Сертификаты могут применяться для финансирования любого вида образования – от дошкольного до вузовского. В мировой практике они чаще используются в сегменте дополнительного образования взрослых, например, в программах повышения квалификации преподавателей, врачей и т.д.

В России, как предполагается, система будет распространяться как на дошкольное дополнительное образование (ряде регионов уже действуют пилотные проекты), так и на допобразование для взрослых. Речь идет о краткосрочных общеразвивающих программах, программах дополнительного профессионального образования и т.д.

С одной стороны, очевидным достижением российского образования можно назвать удовлетворение высокого спроса населения в профессиональном образовании, в первую очередь – высшем. Но с другой, повышение доступности высшего образования поставило вопрос о снижении его уровня. Кроме того, сохраняется региональная неравномерность доступа к обучению в вузах. Как следствие – растет несоответствие навыков, полученных молодыми специалистами, требованиям современной российской экономики. Распространение сертификатов позволит устранить эти пробелы.

Также внедрение механизма обсуждается в рамках разрабатываемой национальной программы непрерывного образования. В современном мире жизненный цикл профессиональных компетенций заметно сокращается, а список ключевых навыков функциональной грамотности растет. В этой связи в ближайшие годы постоянное повышение и расширение квалификации станет нормой трудового поведения. При этом по охвату дополнительным профессиональным образованием Россия на сегодняшний день отстает от стран-конкурентов, хотя, как показывают опросы, взрослое население готово вновь «сесть за парту».

Использование системы сертификатов позволит сделать процесс постоянного повышения квалификации, а также получения новых профессий доступным для многих. В том числе, для мужчин и женщин околопенсионного или «младшего пенсионного» возраста. Пока что рассматривается использование бюджетных сертификатов софинансирования для взрослого населения по наиболее востребованным направлениям профессионального обучения и переподготовки с участием работодателей. Результатом реализации программы непрерывного образования должно стать увеличение числа трудоустроенных безработных на 15%.

Другие популярные новости

больше новостей

Приемная

Тел.:+7 (495) 725-78-06, +7 (495) 725-78-50
Факс:+7 (495) 725-78-14
E-mail:info@csr.ru

Центральный офис

Адрес:Москва, 125009
ул. Воздвиженка, д. 10
на карте

Контакты для СМИ

E-mail:press@csr.ru

Подписка на новостной дайджест

Подписаться

Поиск по новостям

Видео

Поиск по исследованиям