Зачем туристическому рынку стратегия?

Зачем туристическому рынку стратегия?

24 августа 2018

Зачем туристическому рынку стратегия?

ЦСР продолжает работу над предложениями к Стратегии развития туризма в России до 2024 года. Каким должен быть такой документ и как он повлияет на рынок туристических услуг, объясняет независимый эксперт Надежда Назина.

В течение последних лет Россия стабильно входит в десятку самых посещаемых стран мира. На сегодня рынок туристских услуг – это значимая отрасль российской экономики, не требующая больших затрат, но дающая весомый вклад в бюджет страны и, главное, решающая социальный вопрос по организации отдыха и оздоровления россиян и зарубежных гостей.

Руководство страны, специалисты международных организаций неоднократно отмечали, что Россия обладает уникальными возможностями для развития туризма. Понятно, что россиянам, живущим в основном в холодном климате, нужны солнце и море. В этом смысле наша страна пока не может составить конкуренцию Турции, Греции и другим странам с теплым климатом. Однако, необходимо сделать все, чтобы люди имели больше возможностей отдыхать именно в своей стране. Для этого нужно развивать курорты не только Краснодарского края, Крыма, но и Азова, Каспия, наращивать и развивать туристическую инфраструктуру и сервис для полноценного отдыха в регионах центральной России.

Природное и культурно-историческое разнообразие регионов позволяет развивать практически все виды туризма, но самый высоким потенциалом все же является культурно-познавательный.

По данным ежегодного отчета Всемирного экономического форума, Россия занимает 4 место из 136 стран по числу природных объектов и 11 место – по культурным. Однако, уникальные природные ресурсы и богатое историческое наследие не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма, так как представляют собой лишь один из элементов потенциала отрасли.

По данным ВЭФ за 2017 год, наша страна занимает 43 место среди 136 стран по общей конкурентоспособности туристского сектора экономики. Если рассматривать отдельные показатели, то картина еще печальнее. По качеству дорог Россия занимает 121 место из 136 возможных, по качеству инфраструктуры для путешественников – 116, по числу мест в гостиницах – 83, по эффективности маркетинговой политики и брендинга в туризме – 81.

Отмечу, что в приведенном выше рейтинге Россия улучшила свои позиции даже в сравнении с 2015 годом – тогда мы были на 45 месте. Существенный вклад в развитии туристской инфраструктуры внесла Федеральная программа развития туризма в России до 2018 года. Она позволила применить кластерный подход к развитию туристской инфраструктуры, привлечь внимание к созданию преференций для инвесторов в регионах, заложила основы для развития механизмов государственно-частного партнерства.

Для дальнейшего целенаправленного развития отрасли необходима комплексная планомерная программа – стратегия развития туризма в России. Она должна отражать анализ сегодняшнего состояния отрасли, планомерные механизмы ее дальнейшего развития с определением первостепенных приоритетных задач в области развития и совершенствования законодательства и правового регулирования, развития инфраструктуры и сервисных услуг, государственной поддержки турбизнеса, создания налоговых преференций, визовой доступности, внедрения электронного документооборота, статистического наблюдения и т.д.

Учитывая, что туристская отрасль имеет высокий мультипликативный эффект (по факту для ее развития необходима работа в 53 сферах экономики), стратегия должна быть четко увязана с федеральными целевыми программами, отражать приоритетные направления государственной политики по созданию условий для развития внутреннего и въездного туризма в регионах.

В итоге, если подобный стратегический документ появится и будет реализован, мы сможем говорить о российском рынке с высоким качеством услуг, развитым сервисом, конкурентоспособной ценой. Единое видение будущего отрасли позволит переориентировать потребителя и сформировать активный спрос на местные туристские продукты. В свою очередь, это станет базой для развития среднего и малого бизнеса – в регионы придут инвестиции, появятся новые места. Вклад туротрасли в экономику страны станет еще заметнее, а россияне, очевидно, будут отдыхать в более приятных условиях.

Другие популярные новости

больше новостей

Приемная

Тел.:+7 (495) 725-78-06, +7 (495) 725-78-50
Факс:+7 (495) 725-78-14
E-mail:info@csr.ru

Центральный офис

Адрес:Москва, 125009
Газетный пер., 3-5 стр.1, 3 этаж
на карте

Контакты для СМИ

E-mail:press@csr.ru

Подписка на новостной дайджест

[email-subscribers namefield="YES" desc="" group="Public"]
Подписаться

Поиск по новостям

Видео

Поиск по исследованиям

Search Publications