Залог успеха малого бизнеса

Залог успеха малого бизнеса

14 апреля 2018

Залог успеха малого бизнеса

Представители региональных и федеральных органов власти, эксперты и предприниматели обсудили текущее положение малого бизнеса в структуре экспортной торговли. Обсуждение состоялось в ходе круглого стола «Малый бизнес и экспорт» в рамках КЭФ-2018.

Участники дискуссии отметили основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) при выходе на внешние рынки. В работе сессии принял участие вице-президент ЦСР Алексей Кожевников.

Модератор круглого стола исполнительный директор «ОПОРы России» Андрей Шубин отметил, что за последнее время доля субъектов малого предпринимательства в структуре экспорта увеличилась до 9%, то есть – практически в два раза. По данным Федеральной таможенной службы России, количество компаний-экспортеров среди малого и среднего бизнеса растет хорошими темпами — за три года их численность увеличилась в 1,5 раза.

Тем не менее, до сих пор лишь 0,5% предприятий малого и среднего бизнеса экспортируют свою продукцию. В то время как в Германии этот показатель превышает 30%, а в Японии достигает 70%. Предприниматель Артем Коровин, соучредитель бренда «BREVNO», продукция которого экспортируется в 10 стран, в качестве одной из главных проблем назвал обременительный таможенный контроль, в особенности отношении малых партий товаров. «Нужно отправить одну коробку, а дел столько же, сколько при экспорте вагона угля», — посетовал бизнесмен. По его словам, «бизнесу поддержка не нужна – лучше просто не мешать».

Аргументы предпринимателя парировал начальник Красноярской таможни Сергей Санакоев, который рассказал о существенных изменениях в механизмах работы таможни, связанных с переходом к электронному документообороту. В основе реформы — приоритет автоматизированных технологий над бумажным документооборотом, упрощение таможенных операций и сокращение временных и финансовых издержек. По словам Санакоева, в его ведомстве успешно внедрена технология автоматической регистрации деклараций. «Сейчас более 75% деклараций регистрируются автоматически», — отметил он.

Процессы цифровизации меняют работу и налогового ведомства, о чем рассказал замруководителя федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрий Сатин. «Я бы не согласился, что чем глубже внедрение цифровых технологии, тем обременительнее контроль и надзор, — отметил Сатин. – Наоборот, заметна тенденция на снижение налоговых проверок. Если мы говорим о выездных проверках малого бизнеса, то сейчас проверяется одна кампания из 2 тысяч, среди крупного бизнеса – 4 кампании из тысячи». По словам представителя ФНС, за последние два года количество проверок сократилось более чем на 30%. Более того, его ведомство направило в Минфин предложения по еще большему снижению преград для экспортёров.

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин акцентировал внимание на том, что именно предприниматели-экспортеры получают наибольшую поддержку со стороны государства. Если в целом доля субъектов МСП, которые пользуются господдержкой, не превышает 1-3%, то из 30 тыс. экспортёров в 2017 г. воспользовались услугами центров поддержки экспорта не менее 12 тыс. предприятий.

Итоги сессии подвел вице-президент ЦСР Алексей Кожевников, который призвал взглянуть на проблему шире – как следует развивать предпринимательскую среду в целом. Он сослался на данные социологических исследований: «25 лет россияне одинаково отвечают на вопрос, почему они не становятся предпринимателями. 25 лет система отечественной пропаганды и поддержки предпринимательства не оказывает должного влияния на мнение граждан и не стимулирует интерес к этой сферы общества».

«В последние годы в стране увеличивалось число микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, но уменьшалось общее количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса. То есть у нас есть серьезный барьер издержек при переходе от инициативного молодого предпринимателя (начальных стадий предпринимательства), к субъекту малого и среднего бизнеса и, возможно, дальнейшего перерастания его в экспортера», — отметил эксперт.

По словам Кожевникова, начинающим предпринимателям в России свойственен зачастую панический страх неудачи и неопределенности. В том числе из-за осуждения со стороны общества и отсутствия реальной поддержки государства. «В США тот, кто трижды обанкротился – того называют опытным, у нас таких людей обзывают лузерами», — отметил он.

Как полагает вице-президент ЦСР, структура предпринимательства в России не соответствует современному уровню развитых стран. Количество стартапов в современных и технологичных отраслях экономики минимум в 2-3 раза меньше, чем европейских странах. Выход из создавшегося положения эксперт видит в принципиально новом подходе к развитию предпринимательства. Эта сфера экономики должна получить статус национального приоритета. К слову, она имеет статус одного из семи приоритетов недавно опубликованной стратегии до 2024 года, которую ЦСР подготовил для президента РФ.

«Во-первых, для изменения сознания граждан и восприятия предпринимательства в России необходимо проводить меняя как медийную, так и культурную повестку в стране. Основные усилия следует направить на тех, кто будут предпринимателями завтра — это школьники и студенты. Нужно начинать с изменения формата и методик преподавания в школах и университетах. Если хотя бы каждый десятый студент в стране заканчивая вуз получал кроме диплома еще и старт в бизнесе, в виде успешного стартапа, то демография предпринимательства в стране резко улучшилась», — отметил эксперт ЦСР.

Во-вторых, по его мнению, необходимо кардинально снимать все излишние ограничения и барьеры для бизнеса как в инфраструктуре, так и в обязательных требованиях. В-третьих, требуется оздоровление конкуренции на рынках через уход с конкурентных ниш различных ГУПов, МУПов, ослабление внимания ФАС к субъектам МСП, а так же остановку бесконтрольного разрастания госкомпаний с последующей частичной их приватизацией. Ну и, в-четвертых, это, конечно, расширение рынков сбыта, в том числе через экспортные ниши и эффективный госзаказ, а так же снижение до минимума неэффективных издержек бизнеса, таких как дорогая логистика, необоснованные тарифы, административные издержки и неэффективные налоговые режимы» — заявил эксперт.

Что же касается предложений по поддержке экспортеров, то Алексей Кожевников отметил: данная сфера так же имеет статус одного из семи приоритетов новой стратегии, подготовленной ЦСР. С предложениями, касающимися отмены валютного контроля и реформы таможенного регулирования, можно ознакомиться в недавно опубликованных докладах центра (см. раздел Исследования). Кроме того, в стратегии можно ознакомиться с предложениями по всей цепочке развития несырьевого экспорта — от формирования продукта и выбора ниши до новых подходов в международных соглашениях.

Другие популярные новости

больше новостей

Приемная

Тел.:+7 (495) 725-78-06, +7 (495) 725-78-50
Факс:+7 (495) 725-78-14
E-mail:info@csr.ru

Центральный офис

Адрес:Москва, 125009
ул. Воздвиженка, д. 10
на карте

Контакты для СМИ

E-mail:press@csr.ru

Подписка на новостной дайджест

[email-subscribers namefield="YES" desc="" group="Public"]
Подписаться

Поиск по новостям

Видео

Поиск по исследованиям