АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО НА ТРАНСПОРТЕ: ВАМ "ШАШЕЧКИ" ИЛИ ЕХАТЬ!

Мировой тренд перехода на альтернативные виды топлива на транспорте имеет разные предпосылки, реализуются разные технологические схемы, но среди всех возможных вариантов явно выигрывает электротяга.

Причины такого перехода в странах и регионах мира и в разные периоды истории различны.

Сначала это была экономическая выгода, связанная с технологическими особенностями и наличием в странах собственной дешевой ресурсной базы. Например, массовая электрификация железнодорожного транспорта имеет в основе экономическую выгоду для перевозчиков (большая удельная мощность локомотивов и меньшие затраты на их обслуживание). Природно-климатические условия Бразилии позволяют дешево и в больших количествах выращивать сахарный тростник для производства биоэтанола, а дороговизна бензина в Италии способствовала масштабному переоборудованию автомобилей для использования СУГ в качестве топлива. Доступная электроэнергия ГЭС в Норвегии сделала эту страну лидером по переходу на электромобили (в относительных величинах, естественно).

В последнее время на первый план выходят проблемы экологии и изменения климата, которые с удовольствием подхватили предприимчивые политики и технологические компании. Теперь переход на низкоуглеродные технологии направляется в большей степени запретами и ограничениями, а не выгодой.

В России «декарбонизация» транспорта пока не стимулируется «кнутом», а «пряников» явно недостаточно и большая их часть не связана с заботой о климате.

Так, финансовая поддержка перехода автомобилей на газомоторное топливо и строительства АГНКС осуществляется в целях увеличения потребления природного газа в стране, а стимулирование использования электромобилей нацелено на развитие собственного производства таких транспортных средств.

И только концепция развития водородной энергетики основной целью внедрения соответствующих технологий называет снижение выбросов парниковых газов. Однако водород (и связанные с ним технологии) для России – продукт на экспорт, особой перспективы внутри страны (с учетом доступности других видов топлива и отсутствия «кнута») у него нет.

При этом в стране пытаются разработать транспортные средства на водороде. Так, еще в 2021 году группа «Синара» объявила о подписании соглашения с Роснано и РЖД по созданию водородного локомотива, а Трансмашхолдинг заявил о проекте запуска на Сахалине «электричек» на водородных топливных элементах. Минпромторг России с того же года начал финансирование пилотного проекта по созданию прогулочного катера на 12 человек на водородных топливных элементах (реализуется на заводе в Зеленодольске по проекту ФГУП «Крыловский государственный научный центр»).

В автомобильном секторе продвижение сначала показалось более значительным – в 2021 году уже презентовали водородный «Аурус», а также камазовский «водоробус», однако пока до промышленного производства этих моделей дело не дошло и их перспективы остаются туманными, в том числе из-за импортных технологий и части комплектующих.

И если водородный транспорт еще надолго (если не навсегда) останется «нишевой» технологией в России, «газомоторка» и электротранспорт активно развиваются и вступают в явную конкуренцию, но, к сожалению, не с ДВС на традиционном жидком топливе, а только между собой. При этом и те, и другие находят своих потребителей в основном благодаря господдержке и административному ресурсу (в том числе госзакупкам).

Потребителю важны выгода и удобство. И с тем, и с другим у транспорта на альтернативном топливе пока плохо. Выгода от использования (ниже цена энергии на единицу пробега) нивелируется дороговизной самого транспортного средства в сравнении с традиционными аналогами (что особенно заметно для электромобилей), а удобство использования снижается плохим развитием заправочной инфраструктуры. Для электромобилей ограничивающим фактором также является продолжительное время зарядки и сниженный пробег зимой.

При этом в России пока отсутствует в массовом сознании такая категория, как «ответственное потребление»: люди не готовы платить больше за «зеленость» своей «повозки». Т.е. в части экологичности транспорта на вопрос «Вам «шашечки» или ехать?», подавляющее большинство ответит «ехать»!

10.03.2023

Сергей Колобанов

Заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР