Мировой тренд перехода на альтернативные виды топлива на транспорте имеет разные предпосылки, реализуются разные технологические схемы, но среди всех возможных вариантов явно выигрывает электротяга.
Причины такого перехода в странах и регионах мира и в разные периоды истории различны.
Сначала это была экономическая выгода, связанная с технологическими особенностями и наличием в странах собственной дешевой ресурсной базы. Например, массовая электрификация железнодорожного транспорта имеет в основе экономическую выгоду для перевозчиков (большая удельная мощность локомотивов и меньшие затраты на их обслуживание). Природно-климатические условия Бразилии позволяют дешево и в больших количествах выращивать сахарный тростник для производства биоэтанола, а дороговизна бензина в Италии способствовала масштабному переоборудованию автомобилей для использования СУГ в качестве топлива. Доступная электроэнергия ГЭС в Норвегии сделала эту страну лидером по переходу на электромобили (в относительных величинах, естественно).
В последнее время на первый план выходят проблемы экологии и изменения климата, которые с удовольствием подхватили предприимчивые политики и технологические компании. Теперь переход на низкоуглеродные технологии направляется в большей степени запретами и ограничениями, а не выгодой.
В России «декарбонизация» транспорта пока не стимулируется «кнутом», а «пряников» явно недостаточно и большая их часть не связана с заботой о климате.
Так, финансовая поддержка перехода автомобилей на газомоторное топливо и строительства АГНКС осуществляется в целях увеличения потребления природного газа в стране, а стимулирование использования электромобилей нацелено на развитие собственного производства таких транспортных средств.
И только концепция развития водородной энергетики основной целью внедрения соответствующих технологий называет снижение выбросов парниковых газов. Однако водород (и связанные с ним технологии) для России – продукт на экспорт, особой перспективы внутри страны (с учетом доступности других видов топлива и отсутствия «кнута») у него нет.
При этом в стране пытаются разработать транспортные средства на водороде. Так, еще в 2021 году группа «Синара» объявила о подписании соглашения с Роснано и РЖД по созданию водородного локомотива, а Трансмашхолдинг заявил о проекте запуска на Сахалине «электричек» на водородных топливных элементах. Минпромторг России с того же года начал финансирование пилотного проекта по созданию прогулочного катера на 12 человек на водородных топливных элементах (реализуется на заводе в Зеленодольске по проекту ФГУП «Крыловский государственный научный центр»).
В автомобильном секторе продвижение сначала показалось более значительным – в 2021 году уже презентовали водородный «Аурус», а также камазовский «водоробус», однако пока до промышленного производства этих моделей дело не дошло и их перспективы остаются туманными, в том числе из-за импортных технологий и части комплектующих.
И если водородный транспорт еще надолго (если не навсегда) останется «нишевой» технологией в России, «газомоторка» и электротранспорт активно развиваются и вступают в явную конкуренцию, но, к сожалению, не с ДВС на традиционном жидком топливе, а только между собой. При этом и те, и другие находят своих потребителей в основном благодаря господдержке и административному ресурсу (в том числе госзакупкам).
Потребителю важны выгода и удобство. И с тем, и с другим у транспорта на альтернативном топливе пока плохо. Выгода от использования (ниже цена энергии на единицу пробега) нивелируется дороговизной самого транспортного средства в сравнении с традиционными аналогами (что особенно заметно для электромобилей), а удобство использования снижается плохим развитием заправочной инфраструктуры. Для электромобилей ограничивающим фактором также является продолжительное время зарядки и сниженный пробег зимой.
При этом в России пока отсутствует в массовом сознании такая категория, как «ответственное потребление»: люди не готовы платить больше за «зеленость» своей «повозки». Т.е. в части экологичности транспорта на вопрос «Вам «шашечки» или ехать?», подавляющее большинство ответит «ехать»!
10.03.2023