Альтернативы распространения цен на углерод в мире

Введение цены на углерод, будь то в форме углеродных налогов или платы за выбросы в торговых системах, рассматривается как перспективный инструмент сокращения антропогенных выбросов парниковых газов для противодействия глобальным изменениям климата.

Первая альтернатива распространения цен на углерод в мире, которая вызывает меньше всего вопросов, состоит в самостоятельном решении стран и регионов о введении платы за выбросы парниковых газов. В мае 2021 г. Всемирный банк сообщил, что количество таких инициатив в мире достигло 64, и теперь они охватывают почти 22% глобальных выбросов. При этом уровень цен на углерод в них остается намного ниже необходимого для достижения целей Парижского соглашения (оцениваемого Всемирным банком в 40–80 долл./т СО2-экв.): только 4% выбросов облагаются сбором более 40 долл./ т СО2-экв.

Вторая альтернатива, которая сейчас находится в центре внимания, в том числе в России — это трансграничное углеродное регулирование, продвигаемое ЕС. Согласно проекту, представленному 14 июля 2021 г., ЕС с 2026 года начнет взимать плату с внешних поставщиков углеродоемкой продукции в таких отраслях как производство черных металлов, алюминия, удобрений, цемента и электроэнергии, а до этого будет совершенствовать отчетность. Плата будет привязана к цене на углерод в Европейской системе торговли квотами на выбросы, которая в текущем году превысила 50 евро/ т СО2-экв. (около 60 долл./ т СО2-экв.). Цель ЕС заключается в выравнивании условий для европейских производителей и внешних поставщиков углеродоемкой продукции, способствуя таким образом ограничению выбросов парниковых газов за пределами союза. Вместе с тем выравнивание условий для ЕС может обернуться усилением диспропорций в международной торговле.

МВФ в июне выступил с еще одной альтернативой для обсуждения — введения международного пола цен на углерод для крупнейших стран-эмитентов выбросов парниковых газов в мире: нескольких или всех членов Группы 20. В МВФ полагают, что достижение международного соглашения о введении минимальных цен на углерод является менее противоречим и более эффективным средством ограничения выбросов, чем трансграничное регулирование ЕС. Кроме того, альтернатива МВФ предлагает гибкость при введении цен, а именно учет экономического развития стран и исторических выбросов парниковых газов. Так, при необходимой, по подсчетам МВФ, цене на углерод к 2030 году на уровне 75 долл./ т СО2-экв., соглашение может, например, закрепить пол цены в 75 долл./ т СО2-экв. для развитых стран, 50 долл./СО2-экв. для развивающихся стран с высокими доходами и 25 долл./ т СО2-экв. для развивающихся стран с низкими доходами.

Несмотря на то, что первая альтернатива пока остается основной, очевидно, что в свете второй и третьей альтернативы крупнейшие страны-эмитенты выбросов парниковых газов в мире будут ощущать растущее давление по введению цен на углерод. Российский закон об «Ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июля 2021 г. этого не предполагает, делая акцент на реализации добровольных климатических проектов. В ограниченном масштабе — как плата за превышение установленных квот на выбросы для регулируемых организаций — цена на углерод в России может в ближайшее время появиться в рамках региональных экспериментов по углеродному регулированию. Они уже запланированы в Сахалинской и Калининградской областях и отчасти являются ответом на трансграничное углеродное регулирование ЕС.

25.09.2021

Ирина Поминова

Заместитель руководителя направления «Экономика энергетики и климат»