Американский долг

Очередная эпопея вокруг достижения американским долгом потолка – на этот раз в 31,4 трлн долларов. Уже привычная для тех, кто следит за финансовыми новостями торговля между двумя партиями в конгрессе. Обычно госдолг измеряют в % к ВВП. У США сейчас – около 130%. Немало, но при равномерной и долгосрочной структуре погашения, а главное при глубоком рынке обеспечивающем почти гарантированное рефинансирование вполне управляемо. Бывает и больше. У Японии вот больше 250%. Сам долг и гасить то не надо – предполагается, что всё рефинансируется, а рост экономики и инфляция помогают удерживать относительные показатели.

Но момент не самый удачный. Ведь динамика показателя долга к ВВП сильно зависит не только от динамики долга, но и от динамики того самого ВВП. Который если и вырастет в США в 2023 г., то, вероятно, ненамного. В отличие от долга – ведь, естественно, нет больших сомнений что компромисс будет найден, а потолок повышен.

А главное необходимо ещё и платить проценты. Раньше – по очень низким ставкам. Так, в период с 2011 по 2017 год федеральное правительство США осуществляло валовые процентные платежи на сумму от 400 до 500 млрд долларов. Но ставки выросли - по итогам 3 квартала прошлого года аннуализированный валовой показатель составил более 730 млрд долларов – что уже ближе к 3% ВВП. Для сравнения – рекордный как его называли оборонный бюджет США на 2023 финансовый год - 858 млрд. Не сильно больше.

Ставки ФРС, вероятно, еще поднимет. Ведь американская инфляция хоть и снижается, но остается выше цели. А одновременно любой дополнительный риск - а несогласованный пока потолок, так же как и рост долга это риски - учитывается инвесторами. По оценкам бюджетного офиса конгресса опубликованным в 2022 г. рост долга США на 1% ВВП при прочих равных ведет к росту доходности на 2–3 базисных пункта. Так что рекорд по процентным платежам вероятно не последний. Дальше будет еще интереснее. Проблема не только американская – риски, связанные со стоимостью долга южноевропейских стран – одна из важнейших причин, по которым ЕЦБ не может быстрее поднимать ставку. А если поднимает – вынужден думать, как поддержать рынок итальянских, греческих (и не только) бондов. Ведь рост ставок может быстро привести к росту дефицита на проценты ВВП, брать эти проценты ВВП негде кроме как в долг, и ситуация с ростом долга становится неуправляемой.

На этом фоне заявленная долговая политика Российской Федерации на 2023-2025 остается образцом ответственного подхода. Размер долга, ожидаемый на уровне менее 20% ВВП крайне невысок по международным меркам, а расходы на его обслуживание несмотря на несколько более высокий уровень ставок остаются на умеренном уровне. Но, конечно, при соблюдении заявленных параметров трехлетнего бюджета. Нельзя забывать, что рынок у нас все же другой, волатильность может быть выше, и даже умеренное превышение заимствований над планом на фоне повышенных ставок может быстро сделать ситуацию гораздо менее комфортной.

23.01.2023

Борис Копейкин

Первый вице-президент ЦСР