Пока в России идет формирование добровольного углеродного рынка, на международной арене растет число инициатив по добровольным рынкам биоразнообразия. Отдельные инициативы обсуждались и раньше, но достижение нового глобального соглашения по защите биоразнообразия в декабре 2022 г. дало новый импульс их развитию. Оно, в частности, предполагает мобилизацию к 2030 году не менее 200 млрд долл. финансирования из государственных и частных источников. Добровольные рынки биоразнообразия рассматриваются как перспективное направление привлечения частных средств.
На добровольных рынках биоразнообразия будут обращаться биоофсеты или биокредиты – по аналогии с углеродными офсетами и кредитами. Терминология здесь еще не устоялась, но под биоофсетом иногда понимается единица компенсации ущерба биоразнообразию (нейтрализация негативных эффектов), а под биокредитом – единица сохранения или восстановления (создание позитивных эффектов). Ожидается, что спрос на добровольных рынках биоразнообразия, как и на добровольных углеродных рынках будут преимущественно формировать компании.
Среди наиболее обсуждаемых инициатив: единицы устойчивого развития Новой Зеландии (2022 год), добровольные биокредиты Колумбии (2022 год) и кредиты EcoAustralia, которые объединены с углеродными кредитами Gold Standard (2018 год).
Вместе с тем, к единицам биоразнообразия довольно много вопросов. Ключевой из них – как его измерять и, соответственно, оценивать? Австралийские и колумбийские, единицы, например, привязаны к площади, хотя учитывают и другие аспекты. К поиску ответа на него сейчас присоединяются международные организации и крупнейшие независимые углеродные рынки. В сентябре 2022 г. свой взгляд на биокредиты представил Всемирный экономический форум, в ноябре 2022 г. о разработке новой методологии по биоразнообразию сообщил Verra, а в январе 2023 г. принципами по интеграции формирующихся рынков биокредитов поделился Plan Vivo.
16.02.2023