Прежде всего – искусство и практика взаимодействия с государством и окологосударственными институтами. То, что охватывает сфера Public Affairs и GR. Кто умеет в это все «играть» и живет реалиями сегодняшнего дня – тот побеждает. Кто прячется в привычной матрице корпоративных привычек и дистанцируется от госсистемы – проигрывает.
Универсальных ответов на вызовы сохранению и преумножению бизнес-успеха в эпоху перемен нет и быть не может. Да, есть общие правила реагирования и паттерны поведения под разными названиями, но все это к развитию не относится. Каждый исторический период имеет свои политико-экономические особенности, в русле которых и разворачивается деловая активность. Например (я специально утрирую), время перерождения России из Московского царства в могучую империю совсем не то же самое, что появление СНГ из растекающегося Советского Союза.
Государство всегда играло доминирующую роль на евразийских просторах. И сегодня без учета амбиций власти и подавно нельзя представить себе реализацию сколько-нибудь масштабного проекта. Но при этом государство надо стремиться воспринимать как заинтересованного партнера, а не оппонента. Часто сталкиваешься с чрезмерно скептическим и однобоким отношением к госструктурам со стороны даже очень ярких лидеров бизнеса. Следствием такого подхода может быть чрезмерное замыкание в текущих проблемах и ставка на использование усредненных менеджеристских решений. А дальше – бегство по кругу и проедание ресурсов.
Другое дело – проактивный диалог с госорганами и системным некоммерческим сектором. Как на уровне лидеров, так и организаций. Когда закладывается практика сотрудничества, учитывающая и взаимоувязывающая интересы всех сторон, появляется и путь к решению конкретной задачи. Может, и принципиально новая возможность для развития бизнеса.
Это все к тому, что не надо отворачиваться от госструктур, а наоборот – учиться с ними продуктивно работать.11.12.2022