Грузовые и пассажирские перевозки

Грузовые перевозки

В натуральном выражении за 10 месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого года наблюдается рост объемов перевозки только морским транспортом, в связи с расширением географии морских перевозок, увеличением перевозок по Северному морскому пути.

Объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом восстанавливаются к концу года, однако за 10 месяцев текущего года все еще наблюдается снижение объемов погрузки на 3,2% к аналогичному периоду прошлого года. В первую очередь снижение показателей связано со снижением отправок каменного угля (-6,5%), который в структуре перевозок железнодорожным транспортом составляет порядка 30% всех объемов перевозок. Также стоит отметить и снижение объемов погрузки высокодоходных грузов нефти и нефтепродуктов (-9,8%), черных металлов (-10,2%).

Вместе с тем положительная динамика наблюдалась в некоторых сегментах. Например, рост погрузки строительных грузов составил 7%, в основном из-за переключения грузов с автотранспорта, а рост зерна на 25,8%, в связи нескольким факторами: продление господдержки зернового комплекса, увеличение валового сбора зерновых, увеличением потребления зерна основными импортерами и расширением географии поставок (начались поставки в Иран, который снял запрет на импорт пшеницы).

Объемы грузовых перевозок воздушным транспортом за 10 месяцев к аналогичному году прошлого года снизились несущественно, всего на 1,4%. Некоторые авиакомпании перепрофилировали часть своего авиапарка под грузовой. В приоритете товары первой необходимости, медикаменты для лечения коронавируса, медицинское оборудование, средства защиты и так далее. Учитывая, что значительная часть грузовых перевозок осуществляется пассажирскими самолетами, международные перевозки грузов воздушными судами существенно упали - порядка 70%, но за счет наращивания объемов местных и межрегиональных перевозок общий объем грузов и грузооборот в целом не снизились.

Пассажирские перевозки

Объемы пассажирских перевозок, в связи с пандемией существенно упали к прошлому году по всем видам транспорта. Самой пострадавшей отраслью в этом сегменте является авиационный транспорт – падение более 50%, менее пострадавшие – автомобильные перевозки (автобусные) – почти на 30%, но все-таки это тоже существенное снижение. Закрытие границ, ограничительные меры в регионах не позволили вывести пассажирские перевозки на уровень прошлого года.

По итогам 10 месяцев 2020 года к аналогичному периоду прошлого года снижение объемов перевозок воздушным транспортом в международном направлении составило порядка 75%, внутренние упали на 23%. Почти на 40% упали объемы пассажирских перевозок железнодорожным транспортом дальнего следования, а пригородные снизились на 25% относительно аналогичного периода прошлого года. Таким образом, рост внутреннего туризма в этом году не смог возместить отсутствие возможности полноценно совершать международные передвижения.

Отпускной сезон закончился и показатели пассажирооборота существенно снизились в октябре 2020 года к сентябрю текущего года.

Данные показатели свидетельствуют о том, что транспортерная отрасль пострадала в большей степени от существенного падения объемов пассажирских перевозок, чем от грузовых, при этом объемы грузовых перевозок также оказались зависимы от введенных ограничениях. «Провал» второго квартала сказывается на общие показатели по году и подтверждаются оценки экспертов о невозможности восстановления транспортного комплекса в текущей ситуации в 2020 году. Кроме того, имеется риск, что и 2021 год будет для отрасли тяжелым, так как даже если и будут наращиваться объемы перевозок в физическом выражении, потребуется восстановление финансового состояния компаний. Стоит напомнить, что по итогам 9 мес. 2020 года авиакомпания Аэрофлот сообщила об убытке в размере 65 млрд (по РСБУ), чистая прибыль ОАО «РЖД» по РСБУ составила по сравнению с 9 мес. прошлого года сократилась в 5,6 раз и составила всего 11 млрд руб, то есть иными словами, сложно будет говорить в ближайших год о развитии транспортной отрасли. Необходимо будет и дальше придерживаться планов оптимизации бизнес-процессов компаний.

Татьяна Горовая

Вице-президент ЦСР