Активное распространение новой коронавирусной инфекции сфокусировало внимание государства на более динамичном развитии цифровых сервисов. Госаппарат был поставлен перед сложной задачей оперативной перестройки деятельности без ущерба запланированной цифровой повестки.
Вариант использования существующей информационно-технологической инфраструктуры в качестве платформы для развертывания новых дистанционных сервисов в наиболее важных сферах жизнедеятельности, по сути, был единственным способом реакции на внезапно возникшую угрозу.
Сервис по оформлению государственной поддержки в виде выплат на детей от 3 до 16 лет можно отнести к подобным примерам. В первые дни после объявления, на Едином портале было подано, по данным Минцифры России, свыше миллиона заявлений на их получение. В период подачи указанных заявок в работе Единого портала были зафиксированы краткосрочные сбои, которые были оперативно устранены. Представляется, что данные сбои позволили разработчикам выявить «слабые места» в работе инфраструктуры, обеспечив ее потенциальную готовность выдержать аналогичную нагрузку в случае необходимости в будущем.
Среди новых сервисов, появившихся в период распространения коронавирусной инфекции, также можно отметить сервис «Госуслуги. COVID трекер», позволяющий отслеживать социальные контакты пациентов с коронавирусной инфекцией, а также сервисы, внедренные в некоторые регионы страны, для выдачи цифровых пропусков. Опыт обеспечения их работы, а также сформировавшаяся практика в период их функционирования, позволят усовершенствовать инструментарий средств в борьбе с возможным распространением новых видов заболеваний в будущем.
Создание государством условий для развития удаленной идентификации на базе единой биометрической системы стало одним из важных ответов на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 479-ФЗ единой биометрической системе был придан статус государственной системы. Указанным законом был расширен функционал системы. В частности, идентифицировать клиентов через единую биометрическую систему и единую систему идентификации и аутентификации получили право не только банки, но и иные организации, подконтрольные Банку России, осуществляющие операции с денежными средствами.
Законом также определены условия возможности использования коммерческих биометрических систем для идентификации, а также предоставлено право использования единой биометрической системы нотариусам.
Большая часть дистанционных сервисов в период карантинных ограничений была развернута государством на базе существующих разработок. В перспективе особое внимание должно быть уделено включению в состав существующей информационно-технологической инфраструктуры упомянутых сервисов как отдельных автономных элементов, потенциально готовых выдерживать пиковые нагрузки в случае необходимости.
20.02.2021