Какие риски создает цифровой рубль?

С 1 апреля 2023 года государство планировало ввести в оборот цифровой рубль. На днях стало известно, что запуск новой формы расчетов переносится на более поздний срок. Причина – неготовность законодательной базы. Какие риски и возможности создает новая форма расчетов? С какими трудностями может столкнуться государство и пользователи?

По большому счету, новая цифровая форма не будет существенно отличаться для рядового пользователя от безналичного рубля. Разве что возможностью оплаты при отсутствии интернета. Это в каком-то виде роднит цифровой рубль с наличными. Также с некоторыми допущениями можно отметить более простую реализацию смарт-контрактов для бизнеса.

Но есть некоторые отличия в самой технологии, которая делает цифровой рубль принципиально необходимым и интересным, в первую очередь для государства. Все цифровые рубли «хранятся» напрямую на платформе Центрального Банка. Коммерческие банки участвуют в тестировании системы, предоставляя свою инфраструктуру для пользователей (приложения, экосистемы и пр.). Но достаточно логичным представляется то, что коммерческим игрокам отведена роль преимущественно «популяризаторов» новой формы. Это создает первый риск, который касается перспектив работы, а, возможно, и существования, коммерческих банков в РФ. Теоретически ничто не мешает ЦБ напрямую «распространить» цифровые кошельки между гражданами и бизнесом, но это спровоцирует сильный стресс и чревато ошибками, пока технология не обкатана. Но в перспективе нескольких лет, при достижении определенной доли в расчетах, необходимость в коммерческих банках как посредниках может отпасть.

Учитывая то, что кредитный договор достаточно просто можно представить в форме смарт-контракта, под риском могут оказаться и другие роли коммерческих банков. В дополнение заметим, что ЦБ не планирует придать рублю свойство средства сбережений (не будет начислять процент на остаток), а также введет пониженную комиссию за переводы. То есть у ЦБ появляется сильнейший рычаг воздействия на коммерческие банки и как он им воспользуется в будущем, никто предсказать не может.

Второй риск возникает для недобросовестных пользователей, а для регулятора открываются большие возможности для контроля. Каждая операция будет записана и доступна ЦБ по умолчанию и почти мгновенно. Даже безналичный рубль не обладает такой контролируемостью, так как записи о его количестве хранятся в коммерческих банках и не на 100% отслеживаются ЦБ. Другое дело - цифровой рубль. При такой степени контроля и соответствующем политическом запросе нецелевое использование средств, перечисление средств «сомнительным» контрагентам и многое другое (наказание как минимум неотвратимо, а как максимум такие транзакции могут быть заблокированы сразу) становятся просто невозможными. Также новая технология позволяет создавать неограниченное число денежных контуров.

На практике может смущать заявленный «свободный» обмен цифрового рубля на другие формы, а также возможный прямой вывод в системы цифровых валют других стран. Но тут все очевидно – при должном надзоре за точками обмена риск для ЦБ (государства) невелик, всегда видно кто и сколько.

Обозначенные риски для коммерческих банков и возможности для государства имеют обратную сторону – чрезмерное сосредоточение власти у одного субъекта (Центрального Банка). Это создаст риски уже другого уровня для устойчивости финансовой и политической систем, и эффективные методы их контроля еще предстоит выработать. Благо, что до этого еще достаточно времени (хотя и не так много, как может показаться, по моей оценке, менее 10 лет точно). Будем надеется на то, что удастся создать сбалансированный механизм и избежать чрезмерного сосредоточения контроля у одной из сторон.

30.03.2023

Михаил Федоров

Руководитель направления рисков и внутреннего контроля Eurasian Resources Group