НЕФТЯНОЙ РАЗВОРОТ В ДЕЙСТВИИ: ЗАДАЧКА О СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДАХ

Уже несколько лет Европа всеми способами «намекает», что российским ресурсам на их рынке не место.

1️⃣ Серьезные намеки начались с принятия так называемой «зеленой сделки», в рамках которой ископаемое топливо (основной товар российского экспорта в эти страны) постепенно становилось «персоной нон грата».

2️⃣ В прошлом году мы все гадали, насколько планируемое европейское пограничное углеродное регулирование ударит по нашему экспорту и будет ли оно распространяться на сами энергоносители.

3️⃣ Противодействие «Северному потоку-2» еще до начала СВО намекало, что рациональное мышление (собственная выгода) у европейцев уступает место политической целесообразности.

4️⃣ В конце 2021 года в ЕС был анонсирован и позже, в 2022 году, принят план REPowerEU, в котором отказ от российских энергоресурсов был уже прямо указан как цель.

5️⃣ «Вишенкой не торте» стало эмбарго на уголь, нефть и нефтепродукты из России.

6️⃣ И, чтобы окончательно добить (только непонятно кого, себя или Россию), было принято решение о потолке цен на нефть и связанных с этим ограничениях на страхование судов.

В России эти намеки воспринимались по-разному: в стиле от «Шеф, все пропало – гипс снимают, клиент уезжает» до «собака лает, а караван идет».

И что же мы видим по прошествии полугода с «весеннего обострения» русофобии в Европе?

➡️ С одной стороны, действие законов физики никто не отменял: закон сохранения массы работает – если где-то убудет, то где-то прирастет!

Агентство Bloomberg (вот уж кого трудно заподозрить в симпатиях к России) на основании проводимого мониторинга движения судов показало, что общий объем российского морского экспорта сырой нефти ни только не сократился после начала СВО, а даже в среднем немного вырос. На 25 февраля он составлял 2,9 млн барр. в день (4-недельные усредненные оценки), в конце весны и летом достигал пиковых значений в 3,5-3,6 млн барр. в день, а в конце октября 2022 года несколько снизился до 3,1 млн барр. в день.

❓ Кто же сейчас покупает российскую нефть? Это, в основном, три страны – Китай, Индия и Турция. На них в совокупности приходится 70-80% морского экспорта из России. Для сравнения в феврале они в сумме брали только 20%. Причем отгрузки в Азию сейчас осуществляются как с Дальнего Востока, так и из Черного моря и Балтики.

Но головокружения от успехов диверсификации быть не должно.

➡️ Во-первых, пока еще порядка четверти наших морских поставок идут в европейские страны и эти объемы после 5 декабря также надо перекидывать на другие рынки. Во-вторых, указанное выше ограничение, связанное со страхованием танкеров, которые перевозят российскую нефть, купленную выше «потолка», требует смены части перевозчиков, что одномоментно затруднительно (да, процесс вовсю идет, но возможна «просадка» в отгрузках по этой причине на несколько месяцев).

➡️ С другой стороны, глобальный рынок нефти в какой-то степени – школьная задачка сообщающихся сосудов. И для перетока нефти из одного (европейского) резервуара в другой (азиатский) нужно создать разницу потенциалов в виде ценового спрэда. Что и произошло.

Так, по данным китайской таможенной службы, в сентябре 2022 года средние цены импорта российской нефти были на 14% ниже, чем из других стран, а по данным Министерства коммерции и промышленности Индии, в августе 2022 года (последние опубликованные данные) эта страна импортировала российскую нефть по цене примерно на 12% ниже. И это еще хорошо, так как в предыдущие месяцы скидки были существенно выше.

На этом фоне мы смотрим в наше нефтяное будущее с осторожным оптимизмом, так как новое равновесие на рынке еще не достигнуто, действие «потолка» цен спрогнозировать трудно, и, кроме того, есть еще задачка пристроить наши нефтепродукты, рынки сбыта которых существенно отличаются от сырьевых.

27.10.2022

Сергей Колобанов

Заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР