Михаил Мишустин, премьер-министр Российской Федерации, на недавней встрече с представителями российского и иностранного бизнеса в Екатеринбурге отметил, что распространение коронавируса создало риски для глобальной макроэкономической стабильности, внесло дисбаланс в производственный сектор, мировую торговлю, но, вместе с тем, – придало ускорение процессам цифровизации, которые достаточно давно стартовали в различных индустриях, но протекают зачастую пассивно.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что «здоровье» мировой экономики напрямую зависит от успехов «антиковидной» вакцинации. Человечество впервые столкнулось с задачей такого глобального характера. Коронавирус «расшатал» всю мировую экономическую структуру: разорвал многолетние цепочки поставок, заставил целые государства закрывать границы и останавливать авиасообщение между странами. Сложно предположить, насколько долго мы будем ощущать последствия, вызванные COVID-19, но никто и не мог себе представить, что пандемия подтолкнет крупнейшие экономики мира к уникальному и единственно верному подходу в развитии современной промышленности – ускорению цифровизации производств.
Мы стали свидетелями рождения новой реальности, встроиться в которую стало задачей государственного значения. Наша страна – не исключение. Новые правила игры дают четкое представление о том, что без цифровизации ключевых секторов экономики, в особенности промышленного производства, будет невозможно сохранить конкурентоспособность государства на мировой арене и обеспечить стабильный экономический рост, повысить уровень благосостояния населения.
Если раньше об адаптивности говорили преимущественно в частном порядке, то сейчас эти идеи транслируются и поддерживаются в России на самом высоком государственном уровне. Внедрение киберфизических систем в производство, обслуживание человеческих потребностей, автоматизация бизнес-процессов и использование искусственного интеллекта уже сейчас реализуются в разных сферах человеческой деятельности. Четвертая промышленная революция стала той необходимостью, без которой невозможно построить эффективное, по-настоящему рентабельное производство.
Важно отметить, что революция означает не только формирование новых секторов, но и предполагает глубокие технологические и организационные изменения в традиционных отраслях. Однако не всегда эти изменения встречали с радостью, несмотря на все противоречия старых систем, которые были вскрыты пандемией. Логика в таких случаях предельно понятна. Зачем корректировать процессы, которые налажены и приносят результат? И в этом кроется, наверное, главная проблема любого серьезного производства – его инертность. Собственники видят необходимость возвращать свои вложения, а не перестраивать производство в соответствии с новыми веяниями. Но в такой парадигме уже вряд ли получится вести успешную деятельность.
В настоящее время правительство в полной мере выстроило систему и инструменты финансовой поддержки развития промышленного производства. Причем не только крупных компаний, но и небольших стартапов. Еще в 2017 году президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручения создавать при государственных компаниях венчурные фонды, которые будут финансировать небольшие структуры, чтобы те в свое время уходили из-под крыла государственных компаний в самостоятельную жизнь. Такой практике в нашей стране еще предстоит в полной мере реализоваться. И подспорьем в этом может стать опыт наших зарубежных коллег.
Уже сегодня, например, мы видим возрастающий спрос на инжиниринговые услуги и сервисы по внедрению информационных технологий. Причем ставка делается именно на предложения российских разработчиков. Логичным шагом здесь станет создание консорциума российских разработчиков систем CAD/CAЕ, который обеспечит цифровую независимость стратегически важных секторов отечественной экономики. Важно отметить, что соответствующее соглашение подписали 6 июля на международной промышленной выставке «Иннопром», и это вселяет большие надежды на дальнейшее успешное развитие цифровизации.
Между тем, существует и ряд факторов, которые препятствуют движению вперед. Уровень активности российских промышленных предприятий в осуществлении инновационной деятельности по показателю уровня затрат на НИОКР остается низким. В связи с этим будет необходимо выстроить модель взаимодействия технологических разработчиков и производителей реального сектора. Медленное развитие, в том числе связано с правовой неопределенностью ряда вопросов. Например, отсутствует законодательный статус «инжиниринговой компании», в стадии развития находится патентное право, а действующая модель сотрудничества частного промышленного сектора не всегда эффективна.
Нам предстоит длинный путь по соединению системных промышленных технологий в умные производственные процессы. Отрасли требуют трансформации цепочек формирования продукта, поставщиков сырья, модернизации и автоматизации основных фондов промышленности. Именно программное обеспечение направляет гибкий поток производства умного предприятия, позволяя производить комплексные продукты малых объемов самым экономичным и эффективным способом. Все это - долгая и методичная перестройка промышленного производства, в которой ключевыми факторами станут поддержка со стороны органов государственной власти и кооперация представителей бизнес-сообщества.
21.07.2021