ПЛАН АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДО 2025 ГОДА: ЧТО НАС ЖДЁТ В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА

Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года был принят три года назад (утв. постановлением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р). Первый этап, по итогам которого сформирована основа для дальнейшего развития в России системы адаптации к изменениям климата, включающей национальный, отраслевые и региональные планы адаптации к изменениям климата, институциональную и методическую базу, можно считать завершенным. Исключением пожалуй является утверждение региональных планов адаптации к изменениям климата, которое большинство субъектов Российской Федерации планирует завершить в следующем году.

На днях в сети появился проект национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года (далее — проект), подготовленного Минэкономразвития России. Документ позволяет ознакомиться с содержанием и планом работ на следующие три года. Содержание проекта позволяет сделать вывод о том, что основной упор в нем пока еще делается на организационное и нормативно-правовое, а также научно-методическое и информационное обеспечение, что обусловлено продолжающимся процессом формирования в стране многоуровневой системы адаптации к изменениям климата.

Федеральный блок, состоящий из 18 мероприятий, остается основным. Отраслевой и региональный блоки получили по шесть и четыре мероприятия соответственно.

В рамках федерального блока можно выделить определение порядка финансового обеспечения мероприятий по адаптации к изменениям климата, а также разработку концепции страхования и перестрахования климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации. Оба мероприятия планируется завершить к середине 2023 года.

Важными мероприятиями в федеральном блоке, учитывая учащение возникновения опасных гидрометеорологических явлений, также являются определение порядка и условий использования территорий, расположенных в зоне возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, а также мер поддержки переселению лиц, постоянно проживающих в зоне возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Проекты соответствующих федеральных законов планируется подготовить в начале 2024 года. Здесь же можно отметить масштабную работу по оценке возможного ущерба в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации от воздействия климатических рисков, в том числе связанных с изменением климата, которая будет проводиться вплоть до середины 2025 года.

Отраслевой блок в основном посвящен разработке сценариев и прогнозов состояния запасов и расхода различных ресурсов, а также актуализации федеральных отраслевых планов адаптации к изменениям климата. Кроме того, к концу 2024 года планируется согласовать подходы и меры государственной политики по адаптации лесного хозяйства, водного хозяйства и системы особо охраняемых природных территорий к изменениям климата.

В силу российской специфики особое место в региональном блоке заняла Арктическая зона, а именно согласование подходов оптимального энергоснабжения и транспортного обеспечения муниципальных образований, расположенных в соответствующих регионах (учетом изменений климата и низкоуглеродной трансформации экономики), а также мониторинг состояния и устойчивости грунтов в пределах населенных пунктов и производственных объектов (в районах распространения многолетней мерзлоты). Работу по первому мероприятию планируется завершить в I квартале 2025 г., а вторую — в 2023–2024 годах, продолжая ее на ежегодной основе. Кроме того, сложно переоценить актуальность определения потребности субъектов Российской Федерации в инфраструктуре, обеспечивающей защиту населенных пунктов от негативного воздействия вод, которое запланировано на 2023–2024 годы.


03.12.2022

Олег Колобов

Заместитель руководителя направления «Климат и зеленая энергетика» ЦСР