Развитие ЕАЭС: на пути к безбарьерной торговле

ЕЭК продолжает совершенствовать систему работы с обращениями компаний и граждан о существующих барьерах внутри ЕАЭС

24-25 мая 2023 г. прошел II Евразийский экономический форум, в котором приняли участие представители более 50 стран, включая более 2500 экспертов, а обсуждение ключевых вопросов развития интеграции велось на самом высоком уровне, в том числе с участием глав государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз).

Одной из центральных на форуме стала тема роли бизнеса в евразийской экономической интеграции, обсуждение шло в том числе в рамках сессии «Бизнес как драйвер евразийской экономической интеграции: вызовы и перспективы». В рамках мероприятия отмечалась ключевая роль делового сообщества в развитии ЕАЭС, а также имела место дискуссия по вопросам совершенствования механизмов снижения и устранения барьеров, которые возникают при функционировании единого внутреннего рынка Союза.

В целом, на основе имеющихся данных, процесс работы ЕЭК с возникающими на внутреннем рынке ЕАЭС препятствиями можно оценить как достаточно эффективный. Так, согласно данным, приведенным на Интернет-портале СНГ, в период 2016-2020 гг. был устранен 51 барьер из 63 заявленных. На начало 2021 г. в соответствующем электронном реестре Портала данных ЕАЭС было отражено 12 барьеров, а по состоянию на 29 мая 2023 г. – всего 7. Причем реестр пополняется новыми барьерами: сейчас самые «старые» барьеры заявлены в 2018 г. Здесь мы говорим о барьерах, которые фактически связаны с применением уже существующих норм в Союзе. Если же говорить про ограничения, то есть препятствия, связанные с отсутствием того или иного регулирования в ЕАЭС, то с ними ситуация несколько иная: по данным Интернет-портала СНГ, в начале 2021 г. в соответствующем электронном реестре ограничений Портала данных ЕАЭС было 35 ограничений, по состоянию на 29 мая 2023 г. – 34, то есть скорость их устранения несколько ниже.

В свете акцента на описанную тематику важно обратить внимание на недавний шаг, который был сделан навстречу бизнесу в рамках ЕАЭС в этом году, но не получил, на наш взгляд, достаточно внимания. Теперь обращения граждан и бизнеса, касающиеся препятствий их деятельности на внутреннем рынке, будут рассматриваться напрямую Евразийской экономической комиссией (ЕЭК, Комиссия), а сама процедура рассмотрения должна стать проще, быстрее и прозрачнее.

Это стало возможным благодаря принятию обновленной Методологии квалификации препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза и признания барьеров и ограничений устраненными. Соответствующее решение Коллегии ЕЭК от 28 марта 2023 г. № 41 вступило в силу 30 апреля 2023 г.

В обновленной методологии наиболее существенными являются следующие изменения:

  • правовой статус обращений граждан и бизнеса был повышен; эти обращения теперь принимаются к рассмотрению ЕЭК напрямую (ранее напрямую рассматривались только обращения органов государственной власти государств-членов, уполномоченных на взаимодействие с ЕЭК);
  • создана официальная унифицированная форма обращения для физических и юридических лиц, что должно упростить процедуру подготовки, подачи и обработки обращения;
  • существенно сократились нормативные максимальные сроки рассмотрения обращений: с 73 рабочих дней (около 108 календарных дней) до 60 календарных дней, то есть на 44%, или с почти четырех месяцев до двух; с учетом возможного продления сроков за счет консультаций максимальные сроки рассмотрения сократились с 98 рабочих дней (около 145 календарных дней) до 80 календарных дней, то есть на 45% или с почти пяти месяцев до менее трех.

Также в январе этого года был запущен публичный реестр обращений физических и юридических лиц, а также органов власти государств-членов Союза, что делает процесс работы с такими обращениями более открытым и прозрачным. В указанном реестре можно в том числе отслеживать статус обращения, ознакомиться с его кратким содержанием. Зарегистрированным пользователям доступны сведения о принятых по итогам рассмотрения обращения документах.

По состоянию на 29 мая этого года в реестре насчитывалось 57 обращений, в 50 из них были указаны данные о заявителе: 3 обращения поступили от физических лиц, 17 – от компаний, отраслевых ассоциаций и торгово-промышленных палат; остальные – от государственных органов стран-членов ЕАЭС. Эти данные показывают, что активность частного сектора в этом вопросе, к сожалению, пока не очень высока. Чаще всего обращения поступают от организаций или граждан России (11 обращений) и Беларуси (5 обращений). Обращения касаются широкого круга насущных вопросов ведения бизнеса, в том числе таких вопросов торговли и транспортировки товаров, как: сложности ввоза и вывоза продукции, условия доступа к госзакупкам, сложности при оформлении или предоставлении документации на товары, избыточные требования при контроле продукции, проблемы транзита товаров по территории стран-членов ЕАЭС.

Уже сейчас ЕЭК на регулярной основе привлекает бизнес-сообщество для обсуждения ситуации с барьерами в рамках работы профильной Экспертной группы по вопросам устранения барьеров, изъятий и ограничений в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. Комиссия в рамках своей работы приветствует большее вовлечение граждан и организаций в процесс выявления и устранения возникающих препятствий.

Можно надеяться, что новый подход к принятию и рассмотрению обращений граждан и бизнеса, призванных повысить прозрачность, оперативность процесса, будет способствовать росту доверия и вовлеченности частного сектора к инструментам рассмотрения заявлений о препятствиях на общем рынке ЕАЭС. При этом важным представляется максимальное публичное продвижение информации о новой методологии работы с обращениями по вопросам барьеров и ограничений для повышения информированности граждан и организаций государств-членов Союза.

08.06.2023

Илья Стрелков

Старший эксперт Центра экономики несырьевого сектора ЦСР