Новость о том, что Россия стала крупнейшим покупателем китайских автомобилей недавно активно освещалась в СМИ. При этом интересен контекст. В целом за полгода Китай сократил экспорт и импорт, на 3,2% и 6,7% соответственно в долларовом исчислении. Темпы экономического роста, судя по всему, отстают от желаемых на фоне недостаточного внутреннего спроса. И внешнего, учитывая растущие неэкономические барьеры и опасения рецессии в ряде развитых экономик. Поставки в ЕС за 6 месяцев сократились на 6,6%, в США на 17,9%. И недавняя июньская статистика выглядит хуже майской. Недавно на фоне спросовых ограничений руководству Народного Банка Китая пришлось заявлять о том, что дефляции в стране не будет. Но инфляция по результатам года составит около 1%, заметно ниже официальной цели в 3%.
В этой ситуации развивающееся экономическое взаимодействие с Россией становится всё более важным. За полугодие китайский экспорт в Россию вырос на 78%. Для нас это важно. И потребительские, и инвестиционные товары, которые больше не поставляют из западных стран, нам нужны. Но с учетом общего сокращения экспорта рост продаж на российский рынок всё более важен и для китайской экономики. При этом хотя импорт из РФ отставал на фоне динамики цен на нефть, он всё равно вырос - на 19%. И торговый баланс продолжает складываться в пользу РФ, мы продали Китаю товаров на $10 млрд больше, чем купили. В мае премьер-министр Мишустин заявлял, что «в текущем году мы не только досрочно выполним поставленную главами государств задачу по увеличению взаимного товарооборота до $200 млрд, но и превысим этот знаковый рубеж». По последним данным за полгода – уже $114 млрд.
14.07.2023