Самоконтроль и самоорганизация в период распространения коронавирусной инфекции

В условиях ужесточения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 отечественное бизнес сообщество все чаще беспокоится о дальнейшей судьбе своих предприятий и возможных новых ограничениях. Помимо существующих законодательных запретов, представители российских предприятий начинают добровольно вводить дополнительные инструменты для сдерживания распространения вируса как среди работников, так и клиентов, понимая что в случае негативного сценария кардинальные меры по сдерживанию инфекции неминуемо скажутся на выживании бизнеса.

В этой связи логично и оправдано, что в целях систематизации предпринимаемых организациями мер, Минэкономразвития во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 23 октября 2020 года проводит мониторинг механизмов, направленных на недопущение распространения COVID-19. Как показывает иностранная практика, информирование бизнеса о доступных практиках является весьма востребованным и эффективным. Закономерно результатом совместной работы Минэкономразвития и представителей бизнеса стал дайджест лучших практик, используемых организациями для самоконтроля и самоорганизации в период распространения коронавирусной инфекции. Так, «Деловая Россия» разработала Декларацию «Deloros Covid Free» о самоорганизации контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и принятии бизнес-сообществом прочих неотложных мер охраны здоровья в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Присоединиться к Декларации может любой предприниматель страны путем заполнения анкеты.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) также представила стандарты профилактических мер по снижению рисков распространения коронавирусной инфекции для отрасли интернет-торговли. «ОПОРА РОССИИ» запустила серию роликов о социальной ответственности организаций в рамках информационной кампании «ОПОРА СТОП COVID».

Подобную практику самоконтроля со стороны бизнеса можно обнаружить во многих странах. Так, достаточно популярной мерой является введение самостоятельной регистрации организаций в качестве безопасных. В Австралии предприятия, которые придерживаются требованиям по обеспечению должного уровня безопасности и прошли соответствующую регистрацию, получают опознавательный знак «COVID safe» (как в печатном, так и цифровом форматах) для его размещения на информационных ресурсах и непосредственно на территории организаций.

Аналогично на территории Великобритании предприниматели, заполнившие декларацию об оценке рисков COVID-19 для безопасности, получают опознавательный знак, подтверждающий соответствие установленным требованиям, который должен быть размещен на предприятии.

Особого внимания заслуживают меры самостоятельного контроля в сфере гостиничного бизнеса, в том числе, сертификация отелей и гостиниц. К примеру, Малайзийская Ассоциация отелей при поддержке Министерства туризма, искусства и культуры Малайзии разработала специальный опознавательный знак для курортов и отелей, прошедших самостоятельную сертификацию в качестве гигиеничных и безопасных. Примечательно, что выполнение участвующими организациями установленным требованием проверяется независимой аудиторской организацией. Соответствующая сертификация гостиниц предусмотрена и в Швеции.

Подобно российскому опыту саморегулируемых организаций, Китайская гостиничная ассоциация выпустила руководство, устанавливающее базовые принципы и стандарты по вопросам материального снабжения гостиниц, управления персоналом, дезинфекции и иных аспектов профилактических работ в период пандемии COVID-19. В свою очередь, Гонконгский совет по туризму подготовил стандартизированный протокол соблюдения правил гигиены, который применяется к торговым центрам, отелям, ресторанам, магазинам, общественным транспортным средствам и туристическим агентствам.

Со стороны властей иностранных государств также поощряется введение организациями иных форм борьбы против коронавирусной инфекции COVID-19. Правительство Малайзии выделило гранты для поддержки малых и средних предприятий, которые решили перевести свой бизнес в цифровой формат, в том числе при использовании платформ электронной торговли. В Сингапуре если рестораны и кафе самостоятельно принимают решение на переход в режим онлайн-доставки, то им выделяются гранты, предоставляется маркетинговой поддержкой сайтов и компенсируются расходы на регистрацию на онлайн-платформах маркетплейсов.

Представляется, что для того, чтобы исключить дополнительное обременение организаций, расширять существующий перечень оснований ответственности не стоит. Также является нецелесообразным контролировать бизнес посредством исследования обращений граждан на предмет допущенных нарушений ввиду достаточно высокой доли субъективизма.

Напротив, среди других, возможных мер самоконтроля представителей бизнеса, можно предложить проведение анализа количества закупленных средств индивидуальной защиты для выдачи потребителям или клиентам (маски, санитайзеры) пропорционально количеству посетителей организации. Кроме того, ассоциации могли бы подсчитывать количество инфицированных работников организаций, подконтрольных подобной ассоциации.

Максим Башкатов

Руководитель направления «Правовое развитие»