Шоколадная война Milka и Ritter Sport

В конце июля Верховный суд ФРГ поставил точку в шоколадной войне Milka и Ritter Sport. Milka в течение десяти лет пытался признать незаконным исключительное право Ritter Sport на производство плиток шоколада в квадратной форме. Квадратная форма шоколада была признана Верховным судом ФРГ товарным знаком, принадлежащим Ritter Sport. Соответственно, никто, кроме Ritter Sport, больше не сможет выпускать квадратные плитки шоколада. Как указал суд квадратная форма является существенной ценностью шоколада, узнаваемого на рынке именно по своей форме. При этом, необходимо учитывать, что и слоганы Ritter Sport связаны с квадратной формой («Квадратный. Практичный. Хороший»; «Качество в квадрате»; «Квадратный. Магический. Хороший»).

Подобных дел множество (товарные знаки на формы бутылок газированной воды или оливкового масла, печенье в форме ракушек с характерным хрустом, запах свежескошенной травы и много другое). Наибольшую же популярность среди геометрических фигур вызвал зеленый квадрат, который в некоторых странах зарегистрирован как товарный знак больше, чем тридцати видов товаров.

Стоит ли российским производителям шоколада опасаться подобных решений со стороны российских судов? Российское гражданское законодательство вслед за зарубежными странами также признает общеизвестные товарные знаки (например, «Coca-Cola», «Pepsi», «Mercedes-Benz»). Регистрация такого товарного знака для получения защиты права на него не обязательна. Годом основания фирмы Ritter Sport считается 1912 год, а шоколад в форме квадрата стали выпускать в 1976 году. Сейчас же компания Ritter Sport известна по всему миру. В связи с этим признание за Ritter Sport права на общеизвестный товарный знак в России вполне возможно.

Для получения защиты квадратной формы шоколада Ritter Sport необходимо доказать, что у российского потребителя шоколадный квадрат ассоциируется только с Ritter Sport и ни с кем другим. То, что в Германии суд признал существование такой ассоциации, еще не говорит о том, что такая ассоциация есть у российского потребителя. Это всегда вопрос социологического исследования рынка конкретного региона. В российских магазинах можно встретить шоколадные плитки квадратной формы. Но легко ли вспомнить названия их производителей?

Квадрат такой же, но цвет другой. В германском деле суд отказался учитывать тот факт, что Milka хотела выпускать квадратный шоколад в своей характерной упаковке лилового цвета. Цвет и форма – две разные характеристики, которые независимо друг от друга определяют стоимость товара. В какие бы цвета радуги не были окрашены квадратные плитки шоколада в России, нарушение товарного знака Ritter Sport будет все равно.

Товарный знак – это своего рода подтверждение качества товара. А качество товара может ассоциироваться у потребителей со многими другими характеристиками (специфические звуки, запахи, цвета, текстура, место происхождения товара). Любая характеристика товара, с которой потребитель ассоциирует этот товар, потенциально может стать товарным знаком. И в этом проблема. Самая банальная черта, свойственная многим товарам, может быть монополизирована находчивым предпринимателем. Неограниченность характеристик товара в целях регистрации товарного знака может сыграть с производителями злую шутку.


Илья Зикун

Старший эксперт направления «Правовое развитие» ЦСР