Снижение грузооборота транспорта в октябре 2020 года

Грузооборот транспорта в октябре сократился к октябрю 2019 года на 4%, но вырос к сентябрю на 5,2%. При этом железнодорожный транспорт показал незначительный рост к октябрю 2019 года (на 0,4%), рост к сентябрю 2020 года – 5.2%. Снижение интегрального показателя к октябрю 2019 года связано с уменьшением перекачки продукции ТЭКа по трубопроводам в рамках сделки ОПЕК+ (снижение на 8,2%), сокращением перевозок автомобильным транспортом на 10,5% из-за сжатия сферы услуг и унижением перевозок на внутреннем водном транспорте на 4,2% (возможно, из-за более раннего окончания навигации в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока).

Новостным поводом станет сам факт снижение грузооборота на 4% и снижение объемов перекачки по трубопроводам на 8,2%. Могут возникнуть вопросы о росте показателей железнодорожных грузоперевозок при падении объемов промышленного производства;

Снижение грузооборота транспорта в октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел из-за снижения на 8,2% (-19,0 млрд т-км) грузооборота трубопроводного транспорта и автомобильного транспорта на 10,5% (-2,6 млрд т-км). Основная причина снижения грузооборота трубопроводного транспорта – это сокращение перекачки сырой нефти на экспорт в связи со сделкой ОПЕК+, предусматривающее снижение сокращение добычи с мая по июль 2020 года. Российская Федерация как участник сделки должна была сократить ежесуточную добычу нефти до 8,5 млн баррелей (то есть сократить добычу минимум на 1,5 млн баррелей в сутки).

Сокращение автомобильных перевозок произошло в основном из-за влияния принятых ограничительных и карантинных мер как внутри Российской Федерации, так и в странах Европейского союза, что привело к росту длительности по сроку автомобильных перевозок.

В этих условиях конкурентоспособность железнодорожного транспорта оказалась выше (так как ограничительные меры в основном касались водителей грузовых автомобилей, что приводило к необходимости «отстоя» самого автотранспорта на специализированных площадках). Рост грузооборота железнодорожного транспорта достаточно незначительный +0,4% (или 0,9 млрд т-км). Основная причина – переключение перевозок строительных грузов с автотранспорта (+7%, до 113,6 млн. тонн по данным ОАО РЖД). Также наблюдается рост перевозок железной и марганцевой руды (+0,1%, до 99,9 млн. тонн), химических и минеральных удобрений (+2,8%, до 51,9 млн. тонн), зерна (+25,8%, до 21,5 млн. тонн). Сокращение в основном коснулось перевозок по железной дороге каменного угля (-6,5%, до 288,9 млн. тонн), нефти и нефтепродуктов (-9,8%, до 172,9 млн. тонн), черных металлов (-10,2%, до 55 млн. тонн). Однако в целом на железнодорожном транспорте с августа 2020 года динамика погрузки улучшается, при этом влияние пандемии короновирусной инфекции оказало влияние на международные перевозки (введение карантинных мер на границах государств, снижение или даже приостановка ряда промышленных производств и строительства).

Сократился грузооборот внутреннего водного транспорта на 4,2% (-0,3 млрд т-км), несмотря на открытие речной грузовой навигации в среднем ранее на 5 суток. Этой мерой предполагалось снизить влияние как пандемии короновирусной инфекции, так и малоснежную зиму, повлиявшую на заполняемость водохранилищ и как следствие «маловодность». Критически важными грузами для речных перевозок являются строительные грузы и нефтепродукты (в основном на экспорт), и если объемы перевозок строительных грузов остались на том же уровне, то перевозка нефтепродуктов во многих бассейнах сократилась до минимума.

Грузооборот авиационных перевозок вырос на 2,8% (+0,02 млрд т-км) из-за перепрофилирования ряда авиакомпаниями части своего авиапарка под грузовой транспорт. При этом доля международных авиаперевозок упала на 70%, но была компенсирована наращиванием объемов местных и межрегиональных перевозок. Основными грузами являлись товары первой необходимости, медикаменты для лечения коронавируса, медицинское оборудование, средства защиты. Стоит отметить при этом, что суммарная выручка от деятельности авиаперевозок грузов выросла более, чем на 30% за счет роста ставок в условиях дефицита мощностей более чем в 5 раз.

Рост грузооборота морского транспорта составил 41,8% (+1,4 млрд т-км), при этом снизились объемы перевалки грузов на 3% или 21,3 млн тонн (особенно снизились объемы перевалки наливных грузов на 39,4 млн тонн или -10,2%). Вместе с тем значительно возросла география морских перевозок, средний маршрут удлинился. Особенно справедливо это в части морских перевозок по Северному морскому пути (где возрос объем перевалки грузов на 4%).

Таким образом, можно сделать вывод об сильном отрицательном влиянии короновирусной инфекции на грузооборот различных видов транспорта, особенно на автомобильный и снижение темпов роста железнодорожного, а также влияние сделки ОПЕК+ на грузооборот трубопроводного и внутреннего водного транспорта (на последний также оказало влияние погодные условия).

Бегляр Новрузов

Руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей»