События последнего времени подтверждают, что государство продолжает следовать курсом на развитие рыночной экономики. Посыл следующий – предприниматели являются движущей силой, а органы власти реализуют функцию поддержки за счет снятия излишних барьеров и предоставления льгот и финансирования для бизнеса. Все вроде бы правильно, но в теории. На практике же картина получается несколько иной.
В некоторых отраслях государство уже стало основным инвестором и заказчиком услуг, пытаясь стимулировать спрос. В этой связи коммерческим игрокам необходимо учитывать растущую роль государства и учиться «разговаривать» с ним на одном языке. Что это означает?
Для начала, компаниям необходимо поставить перед собой вопрос: что они хотят от государства, и учесть в своей стратегии развития, какие риски и возможности в связи с этим возникают. На государство в таком ключе можно посмотреть с трех сторон:
1) Контролер. Бизнес понимает государство как контролера за работой компаний и отраслей, чтобы обеспечить соответствие их деятельности законам и нормам. Ключевой момент здесь – это следование законодательству, правильное ведение финансовой отчетности, готовность к проверкам и аудитам со стороны государственных органов.
2) Инвестор. Бизнес может рассматривать государство как инвестора, готового помочь в развитии, выделить средства и создать благоприятные условия для бизнеса. Если у компании хорошая репутация и понятный для государства продукт (бизнес-модель), то она может рассчитывать на субсидии, гранты, льготные кредиты, а также участие в государственных программах.
3) Контрагент. В этом измерении государство действует как ключевой партнер для компаний, предоставляя возможности для расширения клиентской базы и заключения долгосрочных контрактов. Более того, государство здесь может помочь в привлечении долгосрочного финансирования под будущие заказы.
Далее, определив роль государства, можно выбрать пути общения с ним. На практике их всего два. Во-первых, это так называемый «неформальный» уровень. Это взаимодействие может происходить в рамках отдельных встреч, знакомств, личных связей и т.д. Такие отношения не имеют официального статуса и порой могут привести к непоправимым последствиям. Второй уровень – это «профессиональный», на котором взаимодействие осуществляется в рамках установленных правил и процедур на определенных площадках. К ним можно отнести отраслевые объединения и бизнес-ассоциации, представительства в комиссиях и комитетах при госорганах, работу в составе консультативно-совещательных органов. Стоит отметить, что второй путь сегодня является наиболее предпочтительным, так как создает прозрачные и понятные правила игры для всех участников процесса.
Для реализации стратегии работы с государством внутри компании должен быть человек с соответствующими компетенциями. Это может быть как член совета директоров или консультационного совета, так и отдельный GR-специалист или советник, который может подсказывать компании оптимальные шаги. С одной стороны, такой эксперт будет анализировать тренды отрасли и понимать, что государство делает и собирается делать. С другой, у него должен быть практический опыт работы В или С «государственной машиной» и понимание того, как взаимодействовать со всеми вытекающими рисками. Искать такого человека следует в экспертных советах и комитетах, создаваемых при государственных органах или непосредственно среди бывших чиновников.
Компании, которые смогли ответить на эти три ключевых вопроса (что делаем? как делаем? кто делает?) применительно к государству с большой долей вероятности смогут извлечь максимум возможностей из текущего «огосударствления» экономики.
09.08.2023