СТРИМИНГОВЫЕ ИСТОРИИ

О том, что стриминги на сегодняшний день – это спасение для киноотрасли, не порассуждал только ленивый. Действительно, В 2022 году ivi занял 11-е место в рейтинге Forbes 30 самых дорогих компаний Рунета (в 2021-м у него было 13-е место и $709 млн). Тем не менее, опыт зарубежных коллег – родоначальников стриминга, показывает, что в последнее время в отрасли происходят серьезные пертурбации. Тревожные новости пришли летом: Netflix, будучи стабильным лидером рынка, впервые за 10 лет потерял более 1 млн подписчиков. После опубликованного отчета акции компании упали более чем на 35% — говорят, что биржи усомнились в долгосрочной перспективе компании.

На днях уже в Disney заявили о масштабных перестановках – генеральный директор Боб Чапек был уволен, на его место вернули более успешного предшественника Боба Айгера. Глобальный провал Чапека связывают со всё тем же стриминговым направлением. Отчет Disney от 8 ноября зафиксировал его убытки в третьем квартале в размере $1,47 млрд. Реакция Чапека банальна – через три дня он объявил о сокращении сотрудников, подчеркнув: «Нам придется принимать жесткие и неудобные решения». И вот решение стало жестким и неудобным для него самого.

С чем связаны столь радикальные изменения в индустрии аудиовизуального контента остается лишь гадать – бизнес-модель того же Netflix неясна и непрозрачна. Никто толком не понимает, за счёт чего происходит капитализация и есть ли вообще перспектива какой-либо прибыли. И в этом смысле встает вообще вопрос о существование рынка: не является ли он огромным пузырем? Может быть, все разговоры об экономике впечатлений, перспективах индустрии развлечений – это фантазии?

Анализировать реальные просмотры, спрос на стриминговый контент, также не приходится – данные, даже если они где-то и есть, закрыты. Продюсеры и режиссеры не имеют доступа к ним и не могут оценить свой реальный эффект от создания фильмов. Остается только гадать, в чем причина такой секретности, и строить конспирологические теории. Например, о том, что рынок стримингов искусственно раздут. Подтверждает это и тот факт, что о больших убытках заявляет именно Disney. Это может свидетельствовать о том, что дети, новое поколение, не готовы потреблять информацию в таком виде. А это значит, что ставка на стриминг не сыграла, и отрасль действительно ждут кардинальные изменения.

Модель индустрии развлечений может вообще оказаться не столь жизнеспособной, как её хотели видеть. Формула «сколько внимания вы получаете – столько и стоите» изживает себя: отклик исчерпаем, прирост внимания не бесконечен. Сегодня пользователь быстро остывает, либо переходя на что-то более жесткое, либо переключаясь на другие источники впечатлений. Видимо, стриминги, который поначалу эффективно эксплуатировали это свойство человеческого внимания, не смогли обеспечить себе достаточную гибкость и адаптивность. Смотрим и запасаемся попкорном. Изменения в этой сфере только начинаются.

23.11.2022

Иван Карпушкин

Руководитель направления «Креативная экономика»