СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Развитие предпринимательства в студенческой среде — одно из перспективных направлений развития в рамках усиления секторов малого предпринимательства в целом. Ведь именно студенты — самая активная, творческая и адаптивная часть нашего общества, и именно они способны совершенствовать инновационный потенциал страны. Государство уже разработало внедряет механизмы мотивации и меры поддержки, чтобы мотивировать студентов начать своё дело. Один из инструментов – проведение кейс-чемпионатов.

К примеру, 28 декабря состоялось финальное мероприятие конкурса студенческих инициатив по социально-экономической проблематике. Шесть студенческих команд защищали свои проекты перед экспертной группой конкурса, в которую вошли представители Минэкономразвития России, ЦСР, Рокет Ворк и ВАВТ. Конкурс прошел по трем тематическим направлениям: «План развития городской агломерации или территории», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Технологии и инновации») в два этапа (внутри ВУЗов и межвузовский).

Выигрыш в таком состязании может помочь студенту получить оплачиваемую стажировку или даже работу, а также (самое главное) — понимание важности реального предпринимательского опыта и необходимости прямой связи с рынком при разработке и реализации проекта.

При этом для успеха деловой инициативы все равно требуется гораздо больше.

До погружения в рынок всё, что есть у студента — предпринимательские амбиции и идеи. Но этого критически мало, ведь на деле предпринимательство не ограничивается генерацией идей для проектов, а путь к коммерциализации сложен для неподготовленного человека. А реальный опыт нужен, чтобы сформировать у молодёжи предпринимательское мышление, набраться нужных навыков и компетенций. И тут мы приближаемся к сути проблемы, решение которой позволит студентам стать по-настоящему частью делового сообщества, даст молодёжи больше шансов на успех.

Фактически государство выделяет средства на поддержку предпринимательства и формирует условия для его развития, однако сегодня становится очевидным одно: решений, формирующих эффективный взаимный доступ студентов и бизнеса друг к другу, практически нет. Решения работают недостаточно продуктивно: как правило, проекты, на которые может претендовать студент, имеют срок жизни и период реализации. А чтобы бизнесу добраться до молодых умов, нужно пройти ряд мучительных испытаний бюрократией, кипой бумаг и пробраться сквозь многочисленные коммуникации с вузами. Пока всё это происходит, проекты теряют актуальность, и, в результате, задачи не доходят до заинтересованных исполнителей, а сами они (в нашем случае — студенты) оказываются демотивированы и изолированы от настоящего рынка, понимания его реальных потребностей. Такая изоляция — серьёзное препятствие для первого шага к интеграции в рынок труда

Как известно, цифровизация уже упростила множество процессов в ряде отраслей. И выходом из сложившейся вокруг молодежного предпринимательства ситуации может послужить создание единой цифровой площадки для взаимодействия бизнеса и студентов, в котором, с одной стороны, деловое сообщество сможет видеть резюме студентов и приглашать их на подработку, с другой же — сами студенты смогут помимо предложений от реального бизнеса знакомиться с актуальными госиницативами и получать опыт, практические навыки, чтобы сформировать фундамент своего дела. В таком формате студенты не будут находиться «в отрыве» от рынка труда, а начнут плавно в него интегрироваться: постепенно развиваться и набираться опыта в связке с внешним миром. Взаимодействие же рынка труда и рынка образовательных услуг позволит не только ускорить процесс адаптации студента к предпринимательской деятельности и окажет социальную поддержку молодежи, но и в целом позитивно повлияет на рост малого предпринимательства в стране.


30.12.2022

Анастасия Ускова

Генеральный директор технологической группы «Рокет Хьюманс»