Торговля и услуги

Торговля

В октябре замедлились темпы снижения оборота розничной торговли (-2,4% г/г после -3% в сентябре). Опережающее снижение продаж пищевых продуктов и табака (-3,6%) по сравнению с продажами непродовольственных товаров (-1,1%) может быть связано не только с повышенным спросом на непродовольственные товары из-за опасений роста цен на импортные товары ввиду ослабления рубля, но также с оптимизацией расходов потребителями и переходом на более дешевую продукцию.

Справочно: доля импортных товаров в объеме товарных ресурсов остается высокой (39% в 3 квартале 2020 г. – также как и годом ранее, среди продовольственных товаров доля импорта составила 24%).

В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки торговые сети увеличили свою долю на рынке, в частности в продажах пищевыми продуктами и табаком доля торговых сетей в январе-сентябре 2020 года составила 44,0% (после 39,7% годом ранее). Одновременно с этим снизилась активность на рынках и ярмарках, доля которых в совокупном товарообороте снизилась с 6% до 5%

Справочно: уровень фактического использования торговых мест на рынках на 1 октября 2020 г. составил 62,9% после 66,0% годом ранее, в 3 квартале 2020 г. проведено 8,7 тыс. ярмарок после 10,5 тыс. годом ранее.

Одновременно с этим продолжает набирать обороты онлайн-торговля. В октябре продажи через интернет увеличились в 2,4 раза по сравнению с октябрем 2019 г., а доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли выросла с 2,8% до 5,9%. Причем основная часть продаж приходится на пятерку онлайн-гигантов: DNS, OZON, WILDBERRIES, М.Видео, Ситилинк.

Подробная статистика по товарам за 9 месяцев 2020 г. свидетельствует о значительном сокращении розничных продаж одежды и обуви, автомобильного бензина и дизельного топлива, мяса и мясных продуктов, молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, табачных изделий, ювелирных изделий, мебели. В то же время увеличились продажи техники (компьютеров, мобильных телефонов, холодильников, стиральных машин), автомобилей, свежих овощей, безалкогольных и алкогольных напитков.

Особенностью проведения Черной пятницы в этом году на глобальном рынке стал переход покупателей в онлайн (из-за опасений покупателей посещать торговые центры и ограничительных мер) и использование мобильных устройств для совершения заказа. Россия также следует этому тренду. По данным Сбербанка, траты населения во время Черной пятницы были на 39,2% ниже прошлогоднего уровня, при этом вырос спрос на онлайн-покупки, в частности на одежду и бытовую технику. Кроме того, вырос спрос на цифровой контент (онлайн-подписки, игры, курсы). АКИТ фиксирует рост продаж интернет-магазинов за три дня на 80% по сравнению с прошлым годом. Это также может свидетельствовать об отложенном спросе, когда в условиях снижения доходов, население предпочитает отложить покупки до периода скидок и специальных предложений. Некоторые магазины предлагали скидки и в последующие дни (так называемый, Киберпонедельник). Приближение новогодних праздников и сезонный рост потребительской активности поддержат продажи в декабре, однако продолжающееся падение доходов и неопределенность в отношении экономической ситуации могут привести к более сдержанной потребительской модели поведения и откладыванию сбережений.

Услуги

В октябре усилилось падение объема платных услуг населению (-13,4% г/г после -12% в сентябре). Основной негативный вклад вносит сокращение транспортных услуг (-31,5%) — из-за закрытых границ и отсутствия воздушного сообщения с большинством зарубежных стран, а также из-за завершения туристического сезона на основных российских курортах. Кроме того, негативный вклад вносит сокращение коммунальных платежей (-5,9%), услуг культуры (-55,5%), туристических (-45,3%) и бытовых (-7,4%) услуг. Среди последних население стало меньше пользоваться услугами ремонта и строительства жилья (возможно это связано с уходом отрасли «в тень»), парикмахерских, услугами каршеринга и пошива одежды (последние три – из-за режима удаленной работы).

Любовь Арапова

Старший аналитик направления макроэкономического анализа и финансовых рынков