УГЛЕРОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ - МЕЖДУ ЧАСТНЫМ И ПУБЛИЧНЫМ

2022 год ознаменовался разными событиями, одним из которых стало начало работы над выпуском и оборотом углеродных единиц. В конце 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», а в 2022 году было принято Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 790, содержащее правила ведения реестра углеродных единиц. Пока работа над выпуском и оборотом углеродных единиц находится в самом начале пути и рынок только формируется. Однако уже сейчас можно посмотреть на опыт стран, в которых углеродные единицы начали выпускать намного раньше. Одной из таких стран является Германия, особое внимание уделяющая экологической повестке.

Отношения по выпуску и обращению углеродных единиц регулируются в Германии Законом о торговле разрешениями на выбросы парниковых газов 2011 г. (Gesetz über den Handel mit Berechtigungen zur Emission von Treibhausgasen vom 21. Juli 2011 (BGBl. I S. 1475)). Однако даже до принятия закона на основе индивидуальных планов выделялись углеродные единицы, позволяющие предприятиям увеличивать выбросы парниковых газов. И уже больше десяти лет назад в Германии встал вопрос о том, по каким правилам должны выпускаться и обращаться углеродные единицы.

Происходит ли выкуп углеродных единиц у государства на основании обычной гражданско-правовой сделки или это своего рода уплата государственного сбора или даже налога? Можно ли списать углеродные единицы и является ли это гражданско-правовой экспроприацией с обязанностью государства компенсировать стоимость изымаемого имущества? Является ли оператор реестра углеродных единиц и распространяются ли на него обязанности государственных органов? Приведем несколько позиций германских судов.

В 2018 году Верховный административный суд ФРГ указал, что погашение углеродных единиц в связи с истечением срока не является гражданско-правовой экспроприацией и не может давать право на компенсацию правомерно причиняемого вреда, хотя в других случаях обязанность компенсации вреда по правилам гражданского права не исключается (Urteil des Bundesverwaltungsgerichts vom 26.04.2018 - BVerwG 7 C 20.16).

В 2012 году Верховный административный суд ФРГ указал, что выкуп сертификатов выбросов парниковых газов не представляет собой уплату налога, а происходит на основе проводимых по правилам частного права аукционе или заключения прямых договоров в специально предусмотренном порядке. Это не фискальная операция, а гражданско-правовая сделка, поэтому принципы публичного права не применимы (Urteil des Bundesverwaltungsgerichts vom 10. 10. 2012–7 C 9.10).

В 2007 году Федеративный конституционный суд ФРГ отклонил жалобу Правительства земли Саксония-Анхальт, в соответствии с которой неравное распределение квот на выбросы парниковых газов с учетом модернизации предприятий нарушает права собственности хозяйствующих субъектов и нарушает принцип равенства.

Из приведенных дел можно сделать несколько выводов. Во-первых, государство сохраняет за собой право вмешиваться в оборот углеродных единиц, но это вмешательство при его правомерности не может расцениваться как экспроприация. Оператор реестра углеродных единиц выполняет публичные функции, поэтому может быть потенциально привлечен к гражданско-правовой ответственности как государственный орган. Углеродные единицы первично распределяются на основе гражданско-правовых сделок. Само по себе установление количественных преимуществ при распределении углеродных единиц не нарушает права собственности хозяйствующих субъектов. И в качестве общего выводы можно сказать, что германское право допускает применение норм гражданского законодательства к договорам в отношении углеродных единиц.

30.12.2022

Илья Зикун

Старший эксперт направления «Правовое развитие» ЦСР