ВЫВЕДЕМ ФЕЙКИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ

Правда или нет – вопрос, который сегодня задает себе каждый, кто читает новости и обменивается мнениями с окружающими. В последние годы резко выросла роль социальных сетей и мессенджеров как поставщиков информации, все мы ежесекундно получаем данные напрямую, но зачастую без указания на источники, редакции или с минимальной привязкой (онлайн конференция, паблики или снимок экрана).

Вот несколько полезных правил от экспертов по связям с общественностью, которые помогут разобраться в достоверности полученных сведений или утверждений.

Во-первых, следует понять, кто автор сообщения или материала, который вы читаете. Если это анонимный ТГ-канал или рассылка безымянной статьи, надо быть готовым к тому, что информация непроверенная, а то и ложная.

Второе правило – ищите первоисточник. Если вам говорят, что какое-то средство спасает от всех напастей или, напротив, угрожает здоровью, не поленитесь найти то самое исследование, на которое ссылается автор сообщения или статьи. Если оно есть, то почитайте, как оно проводилось. Даже достоверные факты можно исказить или подать частично, поэтому надо изучить весь первоисточник. А если его нет, то такой информации просто нельзя доверять.

Третий признак фейка – отсутствие информации в проверенных и крупных изданиях, российских или зарубежных ресурсах. Тут мы оказываемся в позиции читателя желтой прессы, в которой дворника из соседнего двора похитили инопланетяне. Ни один информационный источник, у которого большая аудитория и репутация не будет писать про инопланетян.

Если мы читаем сообщение или текст, которые апеллируют к нашим чувствам, давят на эмоции, то надо призывать на помощь формальную логику. Простые вопросы: что произошло, где, когда, какие есть подтверждения или доказательства, - избавят вас от сомнений.

Те, кто профессионально работает с информацией, добавили бы в этот список правило «второго» или «третьего» мнения, ведь в любой ситуации есть (как минимум) две стороны события или действия. Если информация подана однобоко, вы можете быть объектом манипуляции, просто потому что принимаете на веру позицию одной стороны, на зная другой точки зрения.

И, конечно, если речь идет о вопросах жизни, здоровья, семьи или личных финансов надо не лениться взвешивать аргументы в пользу того или иного высказывания или утверждения. Здесь, как со ссылками на исследования или опросы, – одного авторитета спикера недостаточно. Все люди могут ошибаться.

Нельзя забывать и о том, что важнейшее значение имеет психоэмоциональное состояние, в котором вы читаете (смотрите, слушаете) новости, получаете информацию. Чем неспокойнее изначально на душе, тем больше шансов «пропустить удар» и принять фейк за «чистую монету».

24.10.2022

Владимир Гущин

Директор по стратегическим коммуникациям