Законопроект о техусловиях архитектурно-строительного проектирования: эффект для застройщиков и РСО неоднозначен

В рамках реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата»[1] разработан законопроект[2], призванный облегчить процесс технического подключения объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Однако принятие документа может оказать влияние не только на застройщиков, но и на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО), и эффект для обеих сторон неоднозначен.

Законопроект, с одной стороны, упрощает и сокращает сроки прохождения градостроительных процедур для застройщиков. С другой стороны, сопряжен с рядом рисков как для РСО, так и для застройщиков. В случае принятия Законопроекта застройщик должен заключить договор о подключении (техническом присоединении) до начала проектирования (согласно п. 6 ст. 521 Законопроекта), при этом технические условия остаются неотъемлемой частью данного договора. Но на ранних этапах проектирования, как правило, отсутствует необходимая информация в части резервирования мощностей и особенностей проектирования сетей объекта строительства. В связи с этим заключаемые договоры о техприсоединении, включая техусловия, будут требовать доработки по мере реализации ключевых этапов проектирования и строительства объекта.

Ко второму чтению внесены дополнительные корректировки Законопроекта, предусматривающие возможность застройщика проектировать и строить инженерно-технические сети (кроме электроэнергетических) самостоятельно по согласованию с РСО подключать их к существующим сетям. Одновременно, создание сетей разрешается в том числе вне территории объекта капитального строительства в целях его подключения к общим сетям. Эта поправка способна как упростить жизнь РСО, снизив их издержки на строительство новых сетей, так и усложнить из-за риска некачественного строительства сетей застройщиком.

РСО имеют сложности с финансированием строительства, капитального ремонта и эксплуатационных расходов сетей инженерно-технического обеспечения (исключая электросети, которые не входят в перечень регулируемых Законопроектом сфер) ввиду низкой собираемости платы граждан, нехватки средств для реализации инвестиционных программ, получаемых от тарифов, которые зачастую оказываются ниже экономически обоснованных, и ряда других проблем. Законопроект облегчает процесс получения разрешений на строительство сетей инженерно-технического обеспечения, осуществляемое за счет средств застройщика. Однако сохраняется возможность контроля за ходом работ со стороны РСО через необходимость согласования техусловий для подключения сетей уже на начальной стадии до проектирования объекта строительства.


[1] Пункт 17 перечня мероприятий по направлению «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 20-р

[2] Проект федерального закона № 1100846-7 «О внесении изменений в Градостроительный комплекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования» (далее - Законопроект). 23 марта 2021 г. Законопроект принят в первом чтении.

19.06.2021

Алевтина Кутузова

Ведущий эксперт направления «Экономика монополий» ЦСР