Зеленая повестка

«Зеленая повестка», кажется, пришла уже в каждый дом. Но, если вопросы, связанные с переходом на возобновляемые источники энергии в России, пока носят нишевый характер, а последствия роста среднегодовой температуры все еще в основном укладываются в ощущение «просто очень жаркого лета» или «мягкой осени», то постоянное увеличение количества электромобилей на дорогах невозможно не замечать. Так, по данным Автостата продажи электромобилей за 10 месяцев 2022 года выросли на треть. Конечно, этот год особенный во многих отношениях, но тем не менее тренд, начавшийся в 2013 году за десять лет, только усиливается год к году, несмотря на все кризисы. На дорогах крупных городов все чаще можно встретить разные модели Tesla, средний ценовой сегмент с середины 10-х годов удерживает поддержанный Nissan Leaf из Японии, «захвативший» сначала Дальний Восток и постепенно распространяясь все дальше к западным границам. О желании организовать производство электромобилей на территории России заявляет Минпромторг, мэрия Москвы, в начале ноября началась продажа электромобилей Evolut, собранных в Липецкой области.

В эти же дни мировые автопроизводители пытаются спрогнозировать стратегические последствия принятия «Закона о снижении инфляции», подписанного президентом США в августе этого года. Этот закон рискует стать тем катализатором, который запустит «цепную реакцию» разрушения мировых торговых «правил игры», выстроенных после второй мировой войны. Закон, затрагивающий множество компаний и целых индустрий вызвал критику по всему миру. Так, официальный Брюссель уже потребовал от США убрать из закона «дискриминационные производственные требования», одновременно по инициативе Урсулы фон дер Ляйн начала работу, т. н. «Целевая группа (Task Force) по Закону о снижении инфляции». Схожие опасения выразила Южная Корея, а Канада в свою очередь заявила о введении «симметричных мер». Хотя закон затрагивает множество вопросов от налоговой реформы до здравоохранения, один из наиболее ярких примеров того, как использование «зеленой повестки» в интересах отдельных стран или даже производителей, приводит к труднопрогнозируемым глобальным последствия, — это вводимая новым законом субсидия в размере $7500 на электромобили, произведенные в США.

Немного сухих цифр - субсидия предоставляется покупателю в виде т. н. налогового кредита, с ограничением максимального дохода, при котором можно претендовать на субсидию, от $150 000 до $300 000 в зависимости от индивидуальных особенностей дохода, семейного статуса и пр, а также с ограничением максимально допустимой цены продажи автомобиля в размере $80 000 для SUV и пикапов и $55 000 для всех остальных. Также величина предоставляемой субсидии зависит от источников происхождения сырья для производства батарей и величины локализации производства на территории США. На первый взгляд всё выглядит довольно-таки разумно и взвешенно, субсидии предоставляются тем, кто в них нуждается, на автомобили средней ценовой категории, да еще и стимулируется локальное производство. Но, как это часто бывает - гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Так, например, для того, чтобы покупка конкретного автомобиля могла быть просубсидирована в полном объеме, необходимо, чтобы уже в 2024 году батарея этого автомобиля не содержала компонентов и/или субкомпонентов произведенными юридическими лицами из списка «иностранных юридических лиц, вызывающих обеспокоенность», а после 2024 года не должны содержать даже металлов добытых, произведенных или переработанных такими компаниями. Соответствующий реестр ведет Бюро промышленности и торговли Министерства финансов США, но попасть в него по решению Госсекретаря США, OFAC, и множеством других способов. Таким образом сегодня в этом списке компании не только из стран традиционных уже «недоброжелателей» США, как, например, Китай, Иран или Венесуэла, но и компании из Великобритании, Германии, Канады, Израиля, Японии и многих других.

Во-первых, встает вопрос о целеполагании. Известно, что производство и последующая утилизация батарей довольно «грязный» процесс, создающий зачастую нагрузку на экологию больше, чем бензиновый автомобиль за все время жизни. Раньше политики многих развивающихся стран даже обвиняли автопроизводителей, что производят электромобили, они «перекладывают» загрязнение окружающей среды из стран первого мира в страны, условно, третьего. Теперь мы видим, что Президент США хочет часть этого вреда «вернуть домой». Приведет ли это к снижению общего экологического вреда, с учетом меняющейся логистики, локализацией сырья и связанных производств - пока не очевидно.

При этом не секрет, что даже по официальным данным Китай занимает доминирующее положение в области добычи и переработки соответствующих минералов. По данным Международного энергетического агентства Китай контролирует 35% мировой переработки никеля, половину лития, 60% кобальта и почти 90% редкоземельных элементов (иттрий, скандий и др.). Рынок производства катодов и анодов, необходимых в любой батарее, также поделен в основном между китайскими компаниями.

Такие компании как Ford, Stellantis и Volkswagen уже бьют тревогу и просят американское правительство установить более четкие правила игры, как в части определения, что такое «юридическое лицо, вызывающее обеспокоенность» так и в части определения доли и возможного формата их участия в производстве. Так, например, Volkswagen предлагает установить допустимый «потолок» для сырья и компонентов китайского происхождения в 10%, Ford дополнительно настаивает на том, что компании, учрежденные на территории США, не должны попадать в этот список, независимо от состава и «происхождения» учредителей, в том числе и совместные производства с китайскими партнерами. Соответствующие разъяснения Налоговая служба США должна выпустить до конца года, так что с учетом рождественских каникул у производителей остается меньше месяца для того, чтобы хоть как-то «рассеять туман».

В качестве «забавного» нюанса нельзя не упомянуть, что автомобили Tesla, ставшие символом электромобилизации планеты и придуманные, и сделанные в США, в принципе не подпадают под новые субсидии, т.к. комплектуются в основном батареями фирмы CATL. Одного из 3 крупнейших мировых производителей (два других Panasonic и BYD Company), но расположенного в Китае, - увы для Илона Маска, одного из самых ярких персональных критиков Джо Байдена.

В таких условиях запасы лития, и других РЗМ, находящиеся на территории России, как в земле, так и в накопленных с советских времен отвалах, превращаются из стратегического сырья, необходимого российской промышленности и производителям стран-союзников в мощный рычаг для переговоров с третьими странами, которые хотели бы диверсифицировать свои источники и «хэджировать» политические риски.

Надо отметить, что Россия не в первый раз уже оказалась в «уникальной ситуации». С одной стороны страна входит как минимум в пятерку, а по многим элементам и в тройку стран мира по запасам, с другой стороны, тот же литий для нужд промышленности мы полностью импортируем в виде литийсодержащих концентратов либо готовых соединений. В первую очередь это связано с технологическими особенностями добычи, их высокой затратностью. Вместе с тем правительство страны давно и последовательно создает условия, направленные на вовлечение в круг потенциальных «интересантов» как можно больше крупных игроков. Так, можно вспомнить поправки 2020 года в Федеральный закон «О недрах», принятые после нескольких лет согласований, которые дали право всем пользователям недр добывать из подземных вод попутные полезные ископаемые и т.д. и т.п.

Следующие шаги также понятны. Не вызывает сомнений, что необходимо интенсифицировать и поддержать существующие проекты Норникеля, Росатома по добыче лития, стимулировать развитие научно-промышленной кооперации в этой области, при поддержке Росгеологии и соответствующих экспертных организаций (в первую очередь, РХТУ им. Д.И.Менделеева) провести, наконец, системное изучение и каталогизацию накопленных по всей стране отвалов, хранящих в себе все необходимые элементы.

Экспертное сообщество, отраслевые министерства уже давно «толкают» эту работу, и вот теперь появилась возможность «подтянуть» ее изменяющимся мировым спросом.

24.11.2022

Евгений Тоневицкий

Советник президента ЦСР