Эксперты: необходимо учитывать специфику бизнеса в регулировании отрасли онлайн-классифайдов

29 сентября 2022

20 сентября в ЦСР прошел круглый стол, посвящённый вопросам регулирования сервисов объявлений в интернете (классифайдов). В дискуссии приняли участие представители российских цифровых компаний, деловых объединений и финансового рынка.

По оценкам ЦСР, рынок классифайдов находится в стадии активного роста – к началу 2020 г. его объем составил более 1 трлн руб., увеличившись с 2017 по 2020 гг. на 87 % с 568 млрд руб.

В настоящее время в Госдуме идет рассмотрение законопроекта, внесенного депутатом Антоном Горелкиным, который предполагает регулирование структуры владения в сервисах онлайн-объявлений. Для компаний, которые многие годы развивались в условиях глобального рынка капитала и технологий, данное требование – серьезный вызов. Предложенный законопроект вызвал дискуссию в отрасли, сейчас на него готовится отзыв в правительстве.

Как отметил заместитель директора центра регуляторной политики ЦСР Билал Курбанов, предлагаемый подход не учитывает специфику отрасли, основную ценность в которой генерируют нематериальные активы – данные и интеллектуальная собственность – которые уже находятся во владении у российских юридических лиц. «Подобные предложения – это мера регулирования 90-х годов прошлого века, когда государство стремилось таким образом не допустить потери контроля над критической инфраструктурой и активами». В случае с IT-сферой подход государственного регулятора должен быть «тоньше», чтобы обеспечить, с одной стороны, доступ к капиталу и технологиям, а с другой – обеспечить исполнение существующих требований, направленных на сохранение критически важной информации (данных о пользователях, например). Регулирование структуры владения российских компаний подобную задачу не решает.

По имеющимся оценкам, сегодня в стране более 20 классифайдов подпадает под предлагаемое регулирование. Для крупных российских IT-структур, уже находящихся в неоднозначном положении, новые сложности могут стать серьезным испытанием. В то же время выгода для государства не очевидна, особенно с учетом существенных негативных последствий, которые могут возникнуть в отрасли в результате принятия законопроекта. Один из ключевых рисков для компаний в этом случае — отсутствие технической возможности исполнить предлагаемые требования по изменению структуры владения. У многих классифайдов акции находились в свободном обращении, в том числе на международных биржах, их приобретали зарубежные инвесторы. Сегодня даже при желании провести обратный выкуп иной раз просто невозможно, в том числе из-за позиции иностранных бирж и регуляторов.

Другой важный момент, который необходимо иметь в виду, — неизбежное снижение капитализации и негативное влияние на инвестиционную привлекательность компаний. Как отметил Антон Мальков, руководитель управления по организации сделок на рынке капитала «Тинькофф Инвестиции», в России уже был опыт реализации инициатив по регулированию структуры собственности компаний. По его словам, на медиарынке это привело к тому, что была разрушена акционерная стоимость CTC Media, а также снизилась привлекательность медиа как сектора для инвестиций. Если не использовать более гибкое регулирование и иные подходы, то история может повториться. Общее снижение капитализации компании, в свою очередь, негативно скажется на портфелях розничных инвесторов, и так потерявших часть своих накоплений.

Падение капитализации компаний повлияет и на кадровый вопрос. Участники напомнили, что во многих компаниях-классифайдах действуют опционные программы, которые, в том числе, направлены на долгосрочную мотивацию сотрудников и удержание сотрудников от трудовой миграции в другие страны. По мнению экспертов, в случае принятия законопроекта существующий сегодня отток IT-специалистов может усилиться, как следствие, – компании потеряют технологическое превосходство на мировом рынке. «В результате, мы можем потерять уникальные компетенции, накопленные годами», – подчеркнул Виталий Терентьев, директор по взаимодействию с государственными органами hh.ru. Кроме того, по мнению экспертов отрасли, снижение капитализации приведет к тому, что у компаний не будет средств на индексации зарплат сотрудникам.

В рамках круглого стола также отмечалось, что ряд аспектов, предлагаемых в законопроекте, уже отражены в действующей нормативной базе. Например, российские сервисы уже обязаны обеспечивать безопасность данных россиян, в том числе за счет их хранения на российских серверах.

По итогам заседания эксперты сошлись во мнении, что необходимо доработать текущий законопроект и сформировать более гибкий и эффективный механизм регулирования со стороны государства, чтобы не допустить ухудшения и без того непростой ситуации. «На таком динамично развивающемся рынке регулирование государства, конечно, необходимо. Но ключевой задачей законотворчества является подбор таких инструментов регулирования, более точных, более гибких, которые позволят сохранить и развить потенциал развития ответственных цифровых компаний», – резюмировала вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова, модерировавшая дискуссию.