Модельный закон о платформенной занятости в СНГ будет разработан с участием ЦСР

17 декабря 2022

15 декабря на площадке Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ) состоялся круглый стол, в рамках которого представители органов власти, деловых и некоммерческих структур России, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Армении и других стран евразийского пространства обсудили актуальные проблемы в сфере занятости и функционирования цифровых платформ.

По итогам дискуссии будет сформирован пул предложений для рассмотрения экспертной группой, разрабатывающей модельный законопроект о платформенной занятости на базе Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам.

Модерировал мероприятие Владимир Гущин, директор по стратегическим коммуникациям ЦСР. Открывая дискуссию, он сообщил, что сейчас число платформенных работников в Российской Федерации, по имеющимся оценкам, составляет от 2 до 5 млн человек (примерно 3-6% экономически активного населения).

n1.png

«Развитие платформ становится дополнительным стимулом для преодоления системного кризиса, помогая адаптировать находящуюся под давлением российскую экономику к текущим реалиям. Вместе с тем в СНГ необходимо принятие нормативных правовых актов о платформенной занятости, что позволило бы увеличить количество физических лиц, осуществляющих деятельность в правовом поле, обеспечить сближение в подходах к правовому регулированию деятельности самозанятых на пространстве содружества и, в свою очередь, содействовать органам власти стран-участниц в реализации лучших законодательных практик», — подытожил вводную часть Гущин.

Анастасия Ускова, генеральный директор платформы «Рокет Ворк», презентуя результаты исследования о платформенной занятости в странах СНГ, заявила: «Введение социальных гарантий для самозанятых позволит им стать полноценными игроками финансового мира наравне с другими работниками: получать кредиты, отпуска, социальное страхование. Это будет стимулировать вести свою деятельность легально. В свою очередь, отсутствие долгих бюрократических процедур при заключении договоров будет стимулировать заказчиков из числа физических лиц оформлять отношения с самозанятыми легитимно через платформы. Правовое регулирование деятельности платформ имеет большое значение для сокращения неформальной занятости, выведения фрилансеров из «серой зоны».

Александр Долгов, партнёр и руководитель практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший выбор», отметил: «Необходимо обеспечить доступность специальных налоговых режимов для граждан государств-участников СНГ, разработать понятный и удобный механизм взаимодействия платформенных занятых и самой платформы, предусмотреть механизмы предотвращения переквалификации гражданско-правовых отношений с платформами в трудовые и наоборот».

Константин Макаревич, партнёр практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший выбор», добавил, что существует запрос рынка на применение механизмов публично-частного партнёрства для создания информационных систем (то есть платформ) в сфере занятости. С учётом активного развития механизмов ГЧП (ПЧП) в странах СНГ, в том числе законодательства и практики, ключевые условия для успешной подготовки и реализации таких проектов имеются во всех странах СНГ, резюмировал он.

n2.png

Андрей Епишин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам, член Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам, также высказал своё мнение: «Принятие модельного закона о платформенной занятости способствовало бы активному вовлечению физических лиц в предпринимательскую деятельность и сближению и гармонизации национального законодательства государств-участников СНГ».

Екатерина Папченкова, вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР, в своем выступлении осветила основные направления регулирования платформенной занятости зарубежом (акцентировав внимание аудитории на темах презумпции трудовых отношений, гражданско-правового статуса и особого промежуточного статуса). В частности, она сообщила, что на основании изучения лучших международных практик ЦСР была предложена концепция регулирования платформенной занятости, на базе которой Минтрудом России разрабатывается соответствующий законопроект. Согласно документу, платформенная занятость – это, в первую очередь, гражданско-правовые отношения (при условии соблюдения установленных в законе критериев, разграничивающих данные отношения с трудовыми). Платформы, соблюдающие такие критерии, получают иммунитет от переквалификации отношений с платформенными занятыми в трудовые. При этом на сами компании налагается перечень обязанностей перед занятыми, включая необходимость информировать их обо всех существенных условиях сотрудничества и о доступных страховых продуктах, относящихся к области социальной защиты. Платформы также получают возможность софинансировать разработку и предоставление таких продуктов. Как полагает вице-президент ЦСР, этот подход будет стимулировать компании к здоровой конкуренции за рабочую силу, обеспечивать большую социальную защищённость занятых и не будет препятствовать развитию платформенной экономики.

Дарья Семидетко, заместитель директора по развитию отношений с органами государственной власти компании Wildberries, подчеркнула, что в настоящее время наблюдается повышенный спрос на применение инструмента платформенной занятости со стороны самих исполнителей-платформенных занятых. Платформенные занятые могут свободно совмещать различные виды занятости, предоставлять услуги параллельно нескольким заказчикам, самостоятельно определять свой график работы. Формат гражданско-правового договора с платформенными занятыми особенно востребован компаниями интернет-торговли, поскольку обеспечивает необходимую гибкость в привлечении исполнителей в периоды сезонных колебаний, а также позволяет исполнителям оперативно переключаться между задачами.

В завершении дискуссии эксперты пришли к выводу о необходимости ввести единое определение самозанятого лица на всей территории СНГ, обеспечить внедрение социальных гарантий и защиты для работников, использующих соответствующий налоговый режим.

Ранее, 10 ноября, в ходе заседания Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам была озвучена инициатива создания практики правового регулирования платформенной занятости на евразийском пространстве.

Эта идея нашла поддержку у участников встречи. В частности, констатировалось, что платформенная занятость — современный, гибкий формат включения в рынок труда, предполагающий использование онлайн-платформы (цифровой платформы) в качестве посредника между поставщиками услуг (исполнителями работ) и потребителями (клиентами). Правовое регулирование платформенной занятости до настоящего времени не устоялось, а большинство стран мира находятся в поиске решений по инкорпорированию этого формата в сложившуюся систему экономических и социальных отношений, отметили эксперты.

В соответствии с решением комиссии Совету МПА СНГ было предложено включить в Перспективный план модельного законотворчества Межпарламентской Ассамблеи СНГ на 2023-2025 годы разработку соответствующего модельного закона.

Учитывая большой интерес общественности к данной теме, 15 декабря и был проведен тематический круглый стол. На мероприятии (помимо вышеобозначенных спикеров) выступили: Даулет Аргандыков, президент АО «Центр развития трудовых ресурсов» Республики Казахстан, Павел Глухов, GR-директор компании «СберМаркет», Наталья Подшибякина, заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов, Дарья Семидетко и Сергей Попков, заместители директора по развитию отношений с органами государственной власти компании Wildberries, а также многие другие эксперты.