Создать и протестировать новое регулирование - ключевая роль углеродного эксперимента

04 октября 2022

Татьяна Радченко, первый вице-президент ЦСР, 30 сентября приняла участие в качестве спикера в сессии «Климатическая программа и региональная модель рынка углеродного регулирования». Мероприятие прошло в рамках 26-ого Дальневосточного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина 2022».

«Ключевая роль углеродного эксперимента – создать и протестировать новое регулирование, в том числе в альтернативных вариантах, пройти все этапу регулирования, оценить его последствия и внести коррективы при его масштабировании. Главное –объективно оценить социально-экономические последствия (пришли ли новые инвестиции в низкоуглеродное развитие, были запущены новые технологии, как эксперимент повлиял на уровень цен и тарифов, новые рабочие места или их реструктуризация). Региональные эксперименты также должны позволять учитывать специфику регионов, что в условиях российского многообразия особенно ценно», – отметила в своём выступлении Татьяна Радченко.

Международная практика показывает, что пилотные эксперименты по введению углеродного ценообразования могут носить отраслевой и/или региональный характер. Так, часто введение систем торговли выбросами парниковых газов начинается с электроэнергетики.

Наиболее ярким примером региональных экспериментов в климатической политике из международной практики является Китай, где эксперименты реализовывались с 2013 года и сформировали восемь региональных систем торговли квотами – в провинциях и крупнейших городах. Татьяна Радченко обратила внимание на то, что при схожей архитектуре экспериментов есть ряд различий, таких как: отраслевой охват регулируемых организаций /установок; предельная граница объема выбросов/потребления топлива; перечень парниковых газов (преимущественно СО2, но есть пример и всех парниковых газов); принцип определения квот (исторический, бенчмаркинг). Параллельно в этих регионах были организованы добровольные рынки. С 2021 года в Китае запущена национальная система торговли, в которую постепенно интегрируются пилотные проекты.

Россия также выбрала путь углеродных экспериментов. Законом предусмотрена возможность присоединения к этой практике других регионов, и такие инициативы есть. Важно, что в стране учитываются заинтересованность и готовность субъектов Российской Федерации принимать участие в эксперименте. Заявки в 2021-2022 годах подали 7 регионов: Республика Башкортостан, ХМАО, Республика Татарстан, Краснодарский край, Калининградская область, Хабаровский край, Иркутская область. Однако процесс ввиду различных причин замедлился, в том числе в целях анализа результатов эксперимента в Сахалинской области, а также проведения более качественной подготовительной работы (детальной инвентаризации выбросов и поглощений, оценке числа и отраслевой принадлежности потенциальных регулированных организаций, готовности прочей инфраструктуры для эксперимента).

Первый вице-президент ЦСР отметила, что уже не менее 6 регионов в своих стратегиях и проектах стратегий социально-экономического развития говорят о достижении углеродной нейтральности, при этом без запуска эксперимента, а за счет общеотраслевых мер.