ЦСР и правительство Калужской области обсудили индикаторы риска в сфере госконтроля

13 апреля 2023

12 апреля состоялось совместное совещание ЦСР и правительства Калужской области по вопросу применения единых подходов к разработке индикаторов риска при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Начальник отдела разработки и методологического обеспечения центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Олег Костенко представил соответствующие методические рекомендации, подготовленные Минэкономразвития России совместно с ЦСР.

Методические рекомендации включают в себя подробный алгоритм разработки индикатора риска, с понятными разъяснениями каждого этапа и приведением наглядных примеров, а также чек-лист, позволяющий самостоятельно оценить степень соответствия разработанного индикатора принципам риск-ориентированного подхода.

«Мы провели анализ качества разработки индикаторов риска по 14 региональным видам контроля, осуществляемым в Калужской области, результаты которого также были представлены на совещании. Всего проанализировано 47 индикаторов риска, среди которых 55% не являются нарушениями обязательных требований, что несколько выше среднероссийского показателя. Рекомендована актуализация индикаторов риска, не соответствующих требованиям Закона о контроле», — сказал Костенко.

На основании методических рекомендаций и предметного разбора уже утвержденных индикаторов органы регионального и муниципального контроля Калужской области смогут сформировать индикаторы риска не только формально соответствующих требованиям закона о контроле, но и реально применимые на практике.

«Перед нами сейчас стоит важная задача по разработке новых индикаторов риска, с учетом методических рекомендаций, для дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес и повышения эффективности контрольной (надзорной) деятельности», — подчеркнул заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский.

Напомним, в соответствии с Федеральным законом 248-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий выступает выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденными индикаторам риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

Использование индикаторов риска как источника информации о необходимости проведения внеплановых проверок позволяет контрольному (надзорному) органу не только минимизировать риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, но и более оптимально использовать материальные, финансовые и кадровые ресурсы, так как получение сведений о срабатывании индикаторов зачастую происходит в дистанционном режиме – взаимодействие с контролируемым лицом не требуется.

Практика применения индикаторов риска как оснований для проведения внеплановых проверок пока не получила широкого применения ни на федеральном, ни на региональном и муниципальном уровнях. Одна из основных причин - сложности при разработке таких индикаторов.