О преимуществах и недостатках разных путей и способов доставки нефти в Китай
31 августа 2024
Заместитель генерального директора Центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов рассказал РИА Новости о том, как обеспечить транспортировку в Китай постоянно растущих объёмов поставок российской нефти и какие преимущества и недостатки есть у разных путей.
Россия последовательно наращивает поставки нефти в Китай. Дальневосточный порт Козьмино уже отгружает нефти сверх своей проектной мощности, а нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) работает на максимуме. По итогам переговоров в ходе визита в Китай российской делегации во главе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, стороны договорились развивать добычу и транспортировку нефти, а также строительство нефтепроводов. Ранее в мае Владимир Путин предложил проложить новый нефтепровод в Китай по одному маршруту с проектируемым газопроводом «Сила Сибири 2». Также он отмечал, что нарастить поставки нефти в Китай можно и закупив новый флот.
По мнению Сергея Колобанова, строительство нового нефтепровода долго и дорого. «Хотя если говорить о затратах, то удастся сэкономить на инфраструктуре (например, электроснабжении и дорогах), которая для нефте- и газопровода будет общей. При этом можно рассчитывать на более легкое и быстрое согласование маршрута. Кроме того, трубопроводные поставки более рентабельны, чем морские, не зависят от погодных условий и менее подвержены рискам от недружественных действий третьих стран. Наконец, такие проекты обычно подкрепляются долгосрочными, на десятки лет, договорами на поставку, чтобы гарантированно окупить вложенные средства», - перечислил особенности такого проекта Сергей Колобанов.
Среди других особенностей Сергей Колобанов обращает внимание, что межгосударственная труба формирует «рынок покупателя», который как единственный получатель сырья пытается диктовать ценовые условия, предупреждает эксперт. При этом на предполагаемом маршруте «Силы Сибири 2» у Китая почти нет нефтеперерабатывающих мощностей. Это значит, что государству придется проложить новые нефтепроводы внутри страны.
«Такие масштабные проекты китайцы согласовывают очень долго, взвешивая все «за» и «против», при этом могут выдвигать к российской стороне не очень экономически привлекательные условия», - полагает Сергей Колобанов.
Сейчас нефть в Китай идет по ВСТО и далее морем через порт Козьмино, а также по отводу от ВСТО - нефтепроводу Сковородино - Мохэ, напрямую в Китай. Мощности ВСТО уже используются по максимуму. По мнению Сергея Колобанова, строительство еще одного отвода от ВСТО практически невозможно, разве, что за счет сокращения перевалки нефти через порт Козьмино.
При этом есть варианты расширения самого нефтепровода ВСТО, в том числе для увеличения перекачки нефти из Западной Сибири на восток, но такие проекты также требуют очень существенных финансовых и временных затрат, отметил Колобанов.
Расширить поставки нефти в Китай можно, например, за счет роста морского экспорта из порта Козьмино или через Северный морской путь. По словам Колобанова, морские перевозки более привлекательны за счет возможности быстрой смены покупателя и ориентации на рыночные цены. Несмотря на это существующие инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне и недостаток арктического флота на Северном морском пути сдерживают рост морского экспорта в Китай. Исключение, порты на западе - в Балтийском и Черном морях, через которые сырье также переваливают для поставок на восток.
"За последние два года сформировался флот перевозчиков, действующий вне санкционных ограничений. Все это работает уже сейчас, и в ближайшие четыре-пять лет альтернативы этим маршрутам нет, даже если решения по новым трубам будут приняты", - пояснил Колобанов.
В заключение Колобанов отметил, что каждый из способов экспортных поставок российской нефти имеет свои преимущества. "Для России - и она это демонстрирует - целесообразно развивать оба варианта, что хеджирует как ценовые, так и санкционные риски", - считает он.
Discover Russia и регионы приняли участие в первой международной туристической выставке в 2025 году
03.02.2025Читать
ЦСР рассказал о роли опорных населенных пунктов в пространственном развитии России
31.01.2025Читать
Определены победители III Всероссийского конкурса студенческих инициатив
27.01.2025Читать
Интуристы ценят в России уникальную природу и готовы тратить до 765 тыс. рублей за поездку
16.01.2025Читать
Более 1300 экспертов и госслужащих повысили свою квалификацию в ЦСР в 2024 году
25.12.2024Читать
ЦСР в 2025 году проведет исследование въездного турпотенциала российских регионов
19.12.2024Читать
ЦСР и Чечня будут вместе раскрывать турпотенциал региона
17.12.2024Читать
Отечественную MICE-индустрию надо активнее продвигать за рубежом
17.12.2024Читать
Индекс новогоднего «ОЛИВЬЕ»
12.12.2024Читать
ЦСР принял участие в международном туристическом форуме TravelHub. Путешествуй!
07.12.2024Читать
Определены финалисты III Всероссийского конкурса студенческих инициатив
05.12.2024Читать
ЦСР: К 2030 ГОДУ ОБЪЕМ РЫНКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В РОССИИ ДОСТИГНЕТ 2,3 ТРЛН РУБЛЕЙ, РЫНКА КРАТКОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ...
05.12.2024Читать
Кадровые проблемы не решить за счет курьеров
04.12.2024Читать
ЦСР: 20 компаний-туроператоров из Китая познакомились с новым туристическим маршрутом
03.12.2024Читать
Россия продолжает демонстрировать туристический потенциал под единым брендом Discover Russia
26.11.2024Читать
Туроператоры стран Персидского залива намерены привезти тысячи гостей в Тверскую область
25.11.2024Читать
ЦСР и АО «ГЛОНАСС» составят универсальный рейтинг регионов России по подключению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»
21.11.2024Читать
Определились полуфиналисты III конкурса Студенческих инициатив
20.11.2024Читать
Электросамокаты требуют не ситуативного, а комплексного регулирования
20.11.2024Читать
Российский турпотенциал на Travel Expo Ankara вызвал большой интерес в Турции
18.11.2024Читать
«Великий чайный путь» и турпотоки обсудили в Казани
15.11.2024Читать
Разработка и соблюдение стандартов качества - необходимое условие для развития туризма
14.11.2024Читать
В Нижегородской области установлен экспериментально-правовой режим для беспилотников
13.11.2024Читать
ЦСР и экосистема «Горы России» объединяют усилия для развития горнолыжного туризма
13.11.2024Читать