О преимуществах и недостатках разных путей и способов доставки нефти в Китай
31 августа 2024
Заместитель генерального директора Центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов рассказал РИА Новости о том, как обеспечить транспортировку в Китай постоянно растущих объёмов поставок российской нефти и какие преимущества и недостатки есть у разных путей.
Россия последовательно наращивает поставки нефти в Китай. Дальневосточный порт Козьмино уже отгружает нефти сверх своей проектной мощности, а нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) работает на максимуме. По итогам переговоров в ходе визита в Китай российской делегации во главе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, стороны договорились развивать добычу и транспортировку нефти, а также строительство нефтепроводов. Ранее в мае Владимир Путин предложил проложить новый нефтепровод в Китай по одному маршруту с проектируемым газопроводом «Сила Сибири 2». Также он отмечал, что нарастить поставки нефти в Китай можно и закупив новый флот.
По мнению Сергея Колобанова, строительство нового нефтепровода долго и дорого. «Хотя если говорить о затратах, то удастся сэкономить на инфраструктуре (например, электроснабжении и дорогах), которая для нефте- и газопровода будет общей. При этом можно рассчитывать на более легкое и быстрое согласование маршрута. Кроме того, трубопроводные поставки более рентабельны, чем морские, не зависят от погодных условий и менее подвержены рискам от недружественных действий третьих стран. Наконец, такие проекты обычно подкрепляются долгосрочными, на десятки лет, договорами на поставку, чтобы гарантированно окупить вложенные средства», - перечислил особенности такого проекта Сергей Колобанов.
Среди других особенностей Сергей Колобанов обращает внимание, что межгосударственная труба формирует «рынок покупателя», который как единственный получатель сырья пытается диктовать ценовые условия, предупреждает эксперт. При этом на предполагаемом маршруте «Силы Сибири 2» у Китая почти нет нефтеперерабатывающих мощностей. Это значит, что государству придется проложить новые нефтепроводы внутри страны.
«Такие масштабные проекты китайцы согласовывают очень долго, взвешивая все «за» и «против», при этом могут выдвигать к российской стороне не очень экономически привлекательные условия», - полагает Сергей Колобанов.
Сейчас нефть в Китай идет по ВСТО и далее морем через порт Козьмино, а также по отводу от ВСТО - нефтепроводу Сковородино - Мохэ, напрямую в Китай. Мощности ВСТО уже используются по максимуму. По мнению Сергея Колобанова, строительство еще одного отвода от ВСТО практически невозможно, разве, что за счет сокращения перевалки нефти через порт Козьмино.
При этом есть варианты расширения самого нефтепровода ВСТО, в том числе для увеличения перекачки нефти из Западной Сибири на восток, но такие проекты также требуют очень существенных финансовых и временных затрат, отметил Колобанов.
Расширить поставки нефти в Китай можно, например, за счет роста морского экспорта из порта Козьмино или через Северный морской путь. По словам Колобанова, морские перевозки более привлекательны за счет возможности быстрой смены покупателя и ориентации на рыночные цены. Несмотря на это существующие инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне и недостаток арктического флота на Северном морском пути сдерживают рост морского экспорта в Китай. Исключение, порты на западе - в Балтийском и Черном морях, через которые сырье также переваливают для поставок на восток.
"За последние два года сформировался флот перевозчиков, действующий вне санкционных ограничений. Все это работает уже сейчас, и в ближайшие четыре-пять лет альтернативы этим маршрутам нет, даже если решения по новым трубам будут приняты", - пояснил Колобанов.
В заключение Колобанов отметил, что каждый из способов экспортных поставок российской нефти имеет свои преимущества. "Для России - и она это демонстрирует - целесообразно развивать оба варианта, что хеджирует как ценовые, так и санкционные риски", - считает он.
В ЦСР обсудили меры поддержки сферы утилизации вторичных ресурсов и производства вторсырья
11.09.2024Читать
Сформирован шорт-лист конкурса видеоработ «Россия твоими глазами!»
11.09.2024Читать
В честь русского путешественника Афанасия Никитина индийские туроператоры, туристы и блогеры совершат мотопробег Москва...
10.09.2024Читать
ЦСР объединит усилия с РИИЦ для взаимного привлечения индийских туристов
09.09.2024Читать
Как публичные оценки помогут повысить качество товаров и услуг
06.09.2024Читать
В целях дальнейшего развития туризма ЦСР подписал ряд соглашений
05.09.2024Читать
Креативная экономика должна активно развиваться и в основных отраслях экономики преобладающих в регионах
05.09.2024Читать
ЦСР презентовал первый каталог эталонных турпродуктов российских регионов для иностранных туристов
04.09.2024Читать
В ЦСР эксперты обсудили сферу водоснабжения и водоотведения
03.09.2024Читать
Для ОПЕК+ лучше отложить увеличение нефтедобычи на пару месяцев
02.09.2024Читать
Страны БРИКС будут вести активный обмен климатическими исследованиями и данными мониторинга
30.08.2024Читать
Россию посетят порядка 70 тыс. граждан африканских стран до конца 2024 года
30.08.2024Читать
Объем российского рынка безопасной разработки ПО может достичь 60 млрд рублей в 2027 году
30.08.2024Читать
Продлен срок подачи заявок на конкурс «Россия твоими глазами!»
30.08.2024Читать
ЦСР прогнозирует рост контейнерных перевозок как в импорте, так и в экспорте
29.08.2024Читать
Татьяна Караваева: «У российских работников формируется запрос на work-life баланс»
27.08.2024Читать
Сергей Колобанов: декарбонизация Индии позволит России нарастить поставки СПГ
22.08.2024Читать
ЦСР: общий уровень выявляемости нарушений по региональным проверкам в 2023 году составил 76%
12.08.2024Читать
Чечня возглавила рейтинг регионов по безопасности дорожного движения Минтранса
07.08.2024Читать
Более 600 участников из 67 регионов России, стран СНГ, Голландии, Индии, Аргентины и Ирана уже прислали свои видеоролики...
06.08.2024Читать
Электронная виза набирает популярность среди интуристов
05.08.2024Читать
ЦСР помогает раскрывать туристический потенциал российских городов
01.08.2024Читать
Преемственность лечения "выпускников" Фонда "Круг добра" нуждается в законодательном урегулировании
01.08.2024Читать
Усилия регионов и условия, создаваемые отелями и гостиницами, стали привлекать больше туристов
31.07.2024Читать