ЦСР оценил последствия передачи Минэкономразвития полномочий координатора климатической политики

10 марта 2025

Первый заместитель генерального директора ЦСР Татьяна Радченко проанализировала последствия решения Правительства передать Минэкономики полномочия национального координатора работы с Рамочной конвенцией ООН по борьбе с изменением климата, Киотским протоколом и Парижским соглашением. Ожидается, что после этого в министерстве появится управление по международному сотрудничеству в области изменения климата. В его обязанности будет входить организация работы российской делегации на международных климатических конференциях, проведение переговоров с главами национальных делегаций и экспертами по климату, а также подготовка соглашений с другими странами и разработка документов.

«Министерство экономического развития России формирует политику низкоуглеродного развития и адаптации на национальном уровне. Координация им работы по линии РКИК ООН и Парижского соглашения направлено на улучшение «вертикального» взаимодействия между национальным и международным уровнем климатической политики», - отмечает Татьяна Радченко.

Международные переговоры по линии РКИК ООН все больше переходят в экономическую плоскость, поясняет Татьяна Радченко. «В повестке дня РКИК ООН и Парижского соглашения укрепляется тематика мер реагирования, справедливого перехода, адаптации и ущерба, передачи технологий и торговли. Речь идет как о финансировании декарбонизации и адаптации, так и о создании единых правил торговли углеродными единицами и сопряженности страновых систем углеродного регулирования», - уточнила актуальный круг вопросов на международной арене переговоров по климату Татьяна Радченко.

По мнению Татьяны Радченко, Минэкономразвития России осуществит свою работу в тесном взаимодействии с бизнесом по широкому кругу вопросов, понимает его «боли» и в этом смысле будет отстаивать интересы и российского бизнеса, и российской экономики в контексте международных переговоров.

Климатическая повестка также получает распространение в региональных объединениях с участием России. В частности, в ЕАЭС, БРИКС, Группе двадцати, ШОС и т.д. Здесь координационная роль Минэкономразвития будет состоять в улучшении «горизонтального» взаимодействия на международном уровне – за счет формирования и продвижения единых позиций, считает Татьяна Радченко.

Таким образом, российский бизнес имеет возможность организовывать и принимать участие в мероприятиях «на полях» климатических конференций и форумов, продвигая отечественные «зеленые» решения и климатические проекты и расширяя международное сотрудничество.

Так как Парижское соглашения построено по принципу «снизу-вверх» - агрегирует цели и обязательства, заявленные странами в определяемых на национальном уровне вкладах, то это позволяет транслировать национальные приоритеты на международный уровень. В числе таких приоритетов России Татьяна Радченко выделяет: справедливый переход к низкоуглеродному развитию, учитывающий национальные условия и возможности стран; противодействие дискриминационным климатическим мерам в международной торговле; технологическую нейтральность, то есть рассмотрение всего спектра возможных решений, без ограничения для отдельных технологий; отстаивание роли природного газа как переходного топлива и раскрытие потенциала поглощающей способности лесов и иных экосистем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram