ЦСР провёл первое заседание рабочей группы по регулированию платформенной занятости

01 октября 2021

В четверг (30 сентября) на площадке ЦСР прошло первое заседание рабочей группы по регулированию платформенной занятости в России. В ходе мероприятия были представлены результаты независимого исследования передовых российских и зарубежных практик регулирования отношений между платформами и провайдерами услуг.

Лора Накорякова, вице-президент, директор центра социально-экономических исследований ЦСР, начиная выступление, подчеркнула, что абсолютное большинство платформенных занятых (79%) видят больше плюсов, чем минусов от сотрудничества с платформами.

«Главным преимуществом является автономность деятельности — самостоятельный выбор проектов или задач, управление нагрузкой, возможность гибкого графика работы или удаленного режима. В то же время есть и минусы, которые беспокоят платформенных занятых. Прежде всего это сложность регистрации на платформах и, соответственно, сложный выход на рынок (31%), а также отсутствие социальных гарантий. Кроме того, последнее является основной причиной прекращения сотрудничества с платформой (наравне с задержкой выплат). Говоря подробнее о социальных гарантиях, отметим, что чаще всего платформенные занятые отмечают потребность именно в оплачиваемом отпуске», — поделилась вице-президент ЦСР.

Вопрос о статусе платформенных занятых активно обсуждается и становится предметом судебных разбирательств по всему миру, обратила внимание Екатерина Папченкова, вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР.

«Ключевой вопрос — являются ли данные отношения трудовыми, гражданско-правовыми или формируют новый тип занятости. Большинство стран отдаёт эту задачу на откуп судебной практике, которая не отличается единообразием. Суды зачастую оценивают различные элементы платформенной работы через призму традиционных трудовых отношений, приходя каждый раз к различным выводам», — отметила эксперт.

По ее словам, в вопросах платформенной занятости трудно опираться лишь на традиционные институты и принятые к ним подходы. «Конкретные шаги по определению правового статуса платформенных занятых были предприняты только в Индии, Испании, Франции и штате Калифорния в США. В этих странах предлагается различное регулирование, которое во многом исходит из социально-экономических предпосылок. Россия, где роль цифровых платформ и платформенной работы особенно велика, также могла бы пойти по пути законодательного регулирования данных отношений для создания большей правовой определённости и гарантий для платформ и платформенных работников», — считает эксперт.

Левон Айрапетян, руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР, обратил внимание, что перед разработкой такого регулирования важно определиться с ключевыми принципами формирования целевой модели предоставления социальных гарантий для платформенных занятых.

«Кто должен финансировать социальные гарантии, должны ли они быть государственными или частными, обязательными или добровольными, каков должен быть состав социальных гарантий, должно ли это влиять на квалификацию отношений платформ с платформенными занятыми? Необходимо найти консенсус и вектор дальнейшей работы по этим фундаментальным вопросам», — поделился он.