ЦСР рассказал в Совфеде о финансовых механизмах решения транспортных задач

18 апреля 2025

Первый заместитель генерального директора ЦСР Татьяна Горовая выступила спикером в заседании Совета по вопросам развития транспортно-логистического каркаса Сибири Совета Федерации, где раскрыла механизмы дополнительного финансирования развития транспортной системы.

«Сейчас за пределами шестилетнего дорожного плана и нацпроектов мы не можем формировать проектно-сметную документацию, потому что федеральный бюджет не может быть использован. Мы предлагаем взять несколько пилотов, дорожных проектов, допустим, в Сибири, и реализовать в них контракты жизненного цикла. На них от подрядчика, который строит и проектирует, совершает расходы на содержание и эксплуатацию, и у которого есть обязательства сэкономить средства и сделать дорогу такой, чтобы она эксплуатировалась достаточно долго получить экономию. Высвободившиеся средства направлять на другие проекты», - привела пример применения такого механизма Татьяна Горовая.

Также Татьяна Горовая предложила активнее привлекать частное финансирование. «Сейчас ГК "Автодор" и Росморпорт используют инвестиционные долгосрочные соглашения. Когда федерация на себя берет реализацию определенных обязательств по формированию ПСД и заказа на работу. А частники обязуются эксплуатировать инфраструктуру за собственные средства либо вкладывать свои средства в дополнительную инфраструктуру», -
предложила Татьяна Горовая.

Также дополнительным источником средств может стать финансирование за счет грузоотправителей по модели take or pay. «Предлагаем посмотреть эту модель на автодорожные проекты, а не только железнодорожного. У нас бюджетные ограничения и ничего в этом нет плохого, когда определенные участки можем переводить в платность не только за счет "едешь и платишь", но и за счет определенных вложений частных инвесторов», - указала Татьяна Горовая.

Наконец, по мнению Татьяны Горовой, есть возможность резервирования экономики от износа участков дорог, от интервалов. «На пилотных территориях выстроить приоритеты: эту дорогу мы не строим, не ремонтируем, а эти средства мы направим на содержание и развитие водных путей. То есть, необходим некий баланс», - считает Татьяна Горовая.

Есть возможность изыскать дополнительные средства и при развитии малой авиации и беспилотной авиации. «Важно снять существенные ограничения для малых аэропортов, чтобы можно было эти средства реинвестировать куда-то. Для отдаленных территорий в Сибири понятным решением могла бы быть беспилотная авиация, чтобы сэкономить средства на эксплуатацию и инвестиционные расходы и сэкономить средства для новых проектов», - отметила Татьяна Горовая.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram