ЦСР выпустил «Индекс ценовой доступности грузовых железнодорожных перевозок в экспортном направлении»

29 августа 2025

Индекс оценивает динамику доступности ж/д перевозок в экспортном направлении как в целом по России, так и по ключевым маршрутам для различных отраслей экономики и отдельных товаров (групп товаров). Он даст возможность бизнесу посмотреть на сколько грузоотправителям экономически выгодно перевозить груз в экспортном направлении железнодорожным транспортом, а федеральным властям принимать решения о государственной поддержке отраслей и о тарифном регулировании. Индекс будет выходить ежемесячно и позволит всем участникам своевременно сориентироваться на дальнейшие тренды.

Отраслевые эксперты уже назвали индекс — мощным аналитический инструментом для бизнеса. Во-первых, он позволяет компаниям прогнозировать логистические затраты. Индекс предоставляет бизнесу возможность оценивать динамику стоимости перевозок на конкретных маршрутах, например, в направлении портов Северо-западного бассейна, Азово-Черноморского бассейна и Восточного полигона). Это может помочь в более точном финансовом планировании и управлении логистическими цепочками. Во-вторых, с помощью индекса компании могут анализировать, как изменения в стоимости аренды подвижного состава или перевалки влияют на конечную цену экспортируемого товара. Это даёт возможность оперативно реагировать на рыночные изменения и оптимизировать свои логистические стратегии. Кроме того, постоянный мониторинг индекса позволит грузоотправителям своевременно выявлять тенденции, влияющие на конкурентоспособность на мировом рынке.

Экономическая доступность экспортной логистики сейчас держится на уровне 0,57 пунктов. Стоимость перевозки 1 тонны экспортных товаров в июне 2025 г. снизилась в среднем на 8,4 % к уровню июня 2024 г. На этот показатель значительное влияние оказало снижение цен по углю - из-за падения спроса у крупнейших импортеров (Индия, Китай) и колебаний мировых цен на этот товар. В этом году значение Индекса лишь немногим выше показателей 2024 года: сокращение выручки экспортеров из-за укрепившейся национальной валюты и коррекции мировых цен на многие товары компенсировалось снижением транспортных затрат - снизились ставки на аренду подвижного состава до уровня 2022 года, а также ставки на перевалку в морских портах.

Как отметила первый заместитель генерального директора ЦСР Татьяна Горовая, «Чем выше индекс, тем более экономически доступна перевозка. Но на экономическую доступность ж/д перевозок влияет много факторов, поэтому при создании индекса мы ставили перед собой задачу определить именно основные и осуществлять их мониторинг на постоянной основе. Затраты на перевозку мы соотносим со стоимостью грузов, поэтому значение Индекса определяется как отношение совокупных затрат на перевозку (плата за железнодорожную инфраструктуру, аренда подвижного состава, ставка перевалки в портах назначения Российской Федерации) к экспортной стоимости товаров (на базисе FOB)».

«Индекс не учитывает контейнерные перевозки, где зачастую могут быть комбинированные товары, и перевозки через сухопутные пункты пропуска, так как часть транспортных затрат приходится на сопредельные государства. Кроме того, в текущих реалиях транспортная инфраструктура не является главным ограничением экспорта. Например, сейчас для грузоотправителей при определении объема и направлений перевозок ключевыми являются рентабельность, с учетом экспортных цен, и курс валюты», пояснила эксперт.

Эксперты ЦСР провели анализ массива данных с 2021 года и выявили, что среднее значение Индекса составило 0,66 пунктов, что характеризует доступность экспортных перевозок выше среднего. При этом за весь анализируемый период значений Индекса ниже среднего уровня, то есть 0,5 пунктов, не наблюдалось. Пиковые значения индекса пришлись на первую половину 2022 г. (0,81 по итогам марта 2022 г.), когда высокий уровень курса иностранной валюты и высокий уровень цен на ключевые товары (уголь, металлы, нефтяные грузы, удобрения и т.д.) способствовал росту выручки экспортеров в рублях. Постепенный рост основных элементов транспортных затрат (железнодорожный тариф и аренда подвижного состава) и фиксации курса в диапазоне 90-100 ₽/$ привели к стабилизации значения индекса в 2023 году в коридоре 0,6-0,7 пунктов. Однако, продолжившийся роста транспортных затрат (индексация железнодорожного тарифа с 1 декабря 2023 г. составила 10,75% и на 13,8% с 1 декабря 2024 г., после чего, во втором-третьем кварталах 2024 года значение индекса откатилось до 0,52 из-за индексации ж/д тарифа и роста ставок аренды на полувагоны.

По мнению президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, «появление такого Индекса – это важный шаг для повышения прозрачности и эффективности грузовых железнодорожных перевозок». «Индекс позволяет государственным органам перейти от традиционного подхода к формированию тарифной политики к более обоснованному и гибкому. Вместо того чтобы полагаться исключительно на стандартные экономические показатели, государство сможет оценивать реальную тарифную нагрузку на грузоотправителей. Индекс интегрирует в себя не только железнодорожные тарифы, но и другие ключевые затраты, такие как аренда подвижного состава и перевалка в порту. Это позволяет получить более точное представление о реальной финансовой нагрузке на грузоотправителей. Имея на руках данные об изменении доступности перевозок для различных отраслей экономики и отдельных групп товаров, государство сможет корректировать свою тарифную политику, избегая чрезмерной нагрузки на критически важные секторы и стимулируя развитие перспективных направлений» - пояснил эксперт.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин считает, что: «Созданный Центром стратегических разработок Индекс отражает реальные логистические затраты, связанные с продвижением экспортной продукции от грузоотправителя по железной дороге до пограничного пункта». И предложил для более объективной оценки влияния факторов «отдельно выделить затраты, которые несет экспортер, связанные с порожним пробегом, в том числе и для получения более прозрачной ставки за груженный рейс».

Учитывая, что в процессе расчета используются основные элементы транспортных затрат для экспортной перевозки, ЦСР заинтересован в совершенствовании Индекса и готов рассмотреть предложения участников транспортной отрасли, экспортеров, представителей научного сообщества, федеральных министерств и других заинтересованных участников.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram