Госуправление будущего: рулят процессы, а не функции

Центр стратегических разработок (ЦСР) представляет аналитический обзор «Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество», посвященный новым практикам государственного управления, включая внедрение концепции менеджмента качества.

С переменным успехом реформирование госуправления происходит в нашей стране, начиная 1990-х годов, когда образовалось новое российское государство. Тем не менее, до сих пор около 80% деятельности госорганов организовано в функционально-иерархическом формате. С каждым годом эта модель становится все менее эффективной. Среди наиболее серьезных ее недостатков — избыток государственных функций и регулирования, забюрократизированность, дефицит многих необходимых компетенций, широкое распределение полномочий при одновременном размывании ответственности за достижение результата и ряд других недостатков. В итоге, на сегодняшний день российское государство оказалось перед следующими управленческими вызовами.

• Возможности линейно-функциональной системы государственного управления рассчитаны на использование традиционных административно-командных методов, что вступает в противоречие с современными технологическими и социальными трендами.

• Новые поколения управленческих технологий в сфере госуправления становятся все менее терпимы к традиционным иерархическим структурам. Но отказ от них ведет к серьезным потерям эффективности и ослаблению конкурентоспособности страны.

• Попытки создания качественно новой модели государственного управления посредством переноса бизнес-методов отчасти продиктованы насущной потребностью в ускоре¬нии экономического роста. Однако новые методы отторгаются вертикальной функциональной структурой и требуют внедрения процессной горизонтально ориентированной модели управления.

• Новые цифровые технологии порождают не только противоречия внутри госаппарата, но и дополнительные стимулы к внедрению прогрессивных подходов.

Каковы же пути решения накапливающихся проблем?

Авторы обзора видят их во внедрении менеджмента качества и процессного подхода. Если проектное управление за 2017 год стало актуальной темой и уже реализуется на практике, то процессный подход в госуправлении пока малоизвестен. Результатом его внедрения станет госу-дарство в формате «приложение для смартфона» (или иного персонального гаджета будущего). Все внутренние процессы будут происходить мгновенно, что приведет к переопределению зон компетенции ведомств, сокращению ряда государственных органов, к оперативному удовлетворению потребностей пользователя госуслуг.

На сегодняшний день одним из самых популярных инструментов по внедрению систем менеджмента качества являются международные стандарты ISO (ИСО) се¬рии 9000. Согласно исследованию Международной организации по стандартизации ISO, в 2016 году более 6 000 организаций сферы государственного управления в десятках стран мира прошли сертификацию по стандарту ISO 9001.

В России тоже есть регионы, где предпринимались попытки построения системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001 в исполнительных органах власти субъекта РФ и органах местного самоуправления: это Чувашская Республика, Ростовская, Калининградская области и ряд других. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также внедряла требования ИСО 9001 во всех подразделения центрального аппарата.

Широкое внедрение полноценного процессного управления потребует децентрализации системы управления, а кроме того повлечет постепенное размывание перегородок как внутриведомственных, так и межведомственных вертикальных функциональных колодцев. В значительном числе случаев эффективно выстроенный процесс предполагает субсидиарность — перенос оперативных решений на самый низкий иерархический уровень, на котором они технически могут быть приняты. Более того, процессы предполагают возможность «бесшовного взаимодействия» низовых исполнителей процесса, относящихся к разным функциональным подразделениям и даже ведомствам.

Переход на процессную модель в сфере государственного управления предполагает, прежде всего, переориентирование деятельности государственных служащих в горизонтальные потоки создания ценности для потребителя. Это потребует описания работ как сети взаимосвязанных процессов и кардинального изменения направления организационно¬го движения, когда результаты деятельности чиновника не передаются вверх по вертикали, а являются входами для следующего процесса (внутреннего потребителя) в цепи создания ценности для внешнего потребителя.

Свыше 50% деятельности в государственном секторе уже в ближайшее время может быть выстроено в процессном формате, что позволит сместить центр тяжести в модели государственного управления с функционального на процессный подход.

Однако для достижения данного эффекта недостаточно назвать функцию процессом или применить описание процессов только к предоставлению государственных услуг. Необходимо переформатирование всей деятельности организации с ориентацией на результат — удовлетворение требований потребителя. Процессное управление не должно стать параллельной, дублирующей системой управления. Процессный подход необходимо интегрировать не только в систему оценки результативности, но и в систему стратегического планирования Российской Федерации.

01.02.2018

Gosupravlnie_Web.pdf1.29 MB