Госзакупки: между рынком и административно-командной системой

ЦСР представляет доклад «Сектор G2G госзакупок. Анализ контрактных отношений и результатов работы контрактной системы в сегменте государственных закупок товаров, работ, услуг, поставляемых государственными организациями». В докладе авторы уделяют особое внимание сегменту «государство для государства» (Government to Government или G2G), когда поставщиками в госзакупках выступают государственные организации. Всего в год в секторе G2G заключается около 360 тыс. сделок стоимостью примерно 550 млрд рублей (данные за 2017 год), что составляет около 10% количества и стоимости всех госконтрактов.

Есть целые отрасли доминирования G2G-поставщиков. Наиболее высокая степень монополизации – в почтовых и курьерских услугах (90%). В сфере услуг по сбору и обработке сточных вод G2G-поставщики контролируют 76% госзакупок, по утилизации отходов — 74%, по рекультивации и утилизации отходов — 68%. Половина продукции теле- и радиовещания производится «государством для государства».

В секторе G2G закупок в большинстве случаев заказчики вынуждены заключать контракты с единственным или заранее определенным поставщиком. 87% по количеству и 80% по стоимости G2G-контрактов заключаются либо с единственным поставщиком, либо по итогам несостоявшихся торгов. При этом и заказчик, и поставщик имитируют предоставление лучших условий госконтрактов.

Формальное соблюдение правил 44-ФЗ приводит к тому, что в секторе сформировались государственные контрактные цепочки и альянсы, в которых одни и те же поставщики «выигрывают» значительную долю контрактов. Доля состоявшихся торгов в сегменте G2G более чем в два раза ниже, чем в частном секторе госзакупок. Обязательные по правилам 44-ФЗ электронные аукционы в секторе G2G в 54% случаев завершаются заключением контракта с безальтернативным госпоставщиком, создавая предпосылки для ухудшения качества оказываемых услуг и роста их стоимости. В среднем в контрактах, заключенных по итогам торгов с поставщиками G2G, снижение начальной (максимальной) меньше, чем среднее снижение в контрактах с поставщиками частного сектора.

Для совершенствования системы госконтрактов авторы доклада предлагают целый пакет мер, направленный на разгосударствление госзакупок, уход от замены контрактных на административные отношения при сохранении внешней рыночной атрибутики. В том числе оценивается возможность прямого запрета на коммерческие контракты с подведомственными организациями. Их место должно занять государственное (муниципальное) задание, отличающееся от контракта рядом существенных особенностей. В их числе: обязательность выполнения, директивное определение состава и размера финансового обеспечения расходов на выполнение, особый порядок отчетности.

Более подробно с шагами по улучшению системы госзакупок читайте в нашем докладе.

14.05.2018

Report-G2G-WEB.pdf2.17 MB