Каким должно стать российское здравоохранение

ЦСР совместно с НИУ ВШЭ подготовил доклад «Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени», посвященный реагированию России на современные вызовы в области защиты здоровья нации.

Успехи России в будущем во многом зависят от динамики развития человеческого капитала. На его качество в первую очередь влияют системы образования и здравоохранения, а лидерство в мировой экономике будет все в большей мере определяться конкурентоспособностью страны на глобальных рынках образовательных и медицинских технологий и услуг.
В этой связи из отрасли, ориентация которой ограничена преимущественно выявлением и лечением заболеваний, охрана здоровья должна стать интегрированной межотраслевой системой, которая способна не только более эффективно решать медицинские и социальные задачи, но и быть одним из главных драйверов роста российской экономики.
Предлагаемые целевые показатели развития здравоохранения в России 2018–2035 гг. представлены в следующей таблице:

Между тем налицо углубляющееся технологическое отставание российской медицины от здравоохранения западных стран. Такая ситуация опасна тем, что в современном мире именно здравоохранение приходит на смену военной сфере в качестве главной площадки технического прогресса и превращается в крупнейшую отрасль наиболее развитых экономик. Новые медицинские и информационные технологии (молекулярно-генетическая диагностика, биоинформационный анализ геномных и биомаркерных данных, генная терапия, клеточная инженерия и т.д.) создают в XXI в. новые рынки продуктов и услуг индустрии здоровья.

Авторы доклада видят следующие ключевые направления необходимых действий в сфере здравоохранения:


1. Технологический прорыв
2. Укрепление здорового образа жизни
3. Обеспечение доступности качественных медицинских услуг
4. Развитие кадрового потенциала
5. Создание системы эффективного лекарственного обеспечения
6. Повышение эффективности финансирования


Технологический прорыв в здравоохранении планируется совершить за счет поддержки новых медицинских технологий, внедрения инновационных управленческих моделей и развития центров экспорта высокотехнологичных медицинских услуг. Для этого предлагается запустить госпрограммы по развитию биомедицины и поддержки старт-ап проектов в индустрии здоровья (2018-2024 гг.), а также сделать массовой подготовку кадров по разработке и эксплуатации медицинской техники. Параллельно следует цифровизировать персональную информацию пациентов, сформировать у граждан мотивацию и навыки использования новых медико-информационных технологий, обеспечить развитие персонального мониторинга состояния здоровья, создать многоуровневую систему телемедицинских консультаций.

По мнению авторов доклада, отечественная медицина имеет хорошие шансы для экспорта медицинских услуг высокотехнологичных центров в следующих направлениях:


  • нейронауки в сочетании с образовательными услугами;

  • трансграничные диагностические услуги;

  • высокотехнологичная хирургия и реабилитация;

  • иммунотерапия онкологических заболеваний.


Укрепление здорового образа жизни включает поддержку государством гражданских инициатив по вовлечению населения в занятия физкультурой и спортом, продолжение антиалкогольной политики, последовательную реализацию мер по снижению распространённости табакокурения и, конечно же, содействие распространению здорового питания.
Для повышения качества и доступности медицинских услуг важное значение имеют структурные изменения и формирование интегрированного здравоохранения, включая разукрупнение врачебных участков и внедрение новой – общеврачебной модели участковой службы, реализацию новых программ ведения больных с хроническими заболеваниями, увеличение объемов оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи и другие меры.

Развитие кадрового потенциала должно идти по трем направлениям: совершенствование системы профессионального образования (создание университетских клиник, привлечение ведущих зарубежных специалистов и российских медиков, получивших профессиональное образование за рубежом, и др.), обновление профессиональных компетенций медицинских работников (независимая аккредитация, непрерывное допобразование, реализация программ обучения управленцев сферы здравоохранения экономике и менеджменту) и усиление трудовой мотивации (сохранение и повышение оплаты труда медиков после достижения запланированных целевых показателей в 2018 г.).

Создание системы эффективного лекарственного обеспечения предполагает, в первую очередь, рационализацию лекарственной терапии, акцент на использование препаратов только с доказанной клинической эффективностью. Отдельное внимание авторы доклада уделяют программам лекарственного обеспечения пациентов при амбулаторном лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, а также бронхиальной астмы, хронической обструктивной болезни легких, диабета. Государственное финансирование льготного лекарственного обеспечения должно производиться на основе механизма референтных цен.

Повышение эффективности финансирования здравоохранения будет обеспечено переходом от страховой по названию, но распределительной, по сути, системы финансирования медицинских услуг к системе, обеспечивающей страхование здоровья и мотивацию ее участников к росту эффективности. Для этого на первом этапе (2018-2019) следует сфокусироваться на повышении доказательности распределения финансовых ресурсов в сфере здравоохранения и прозрачности их использования. На втором этапе (2020-2023 гг.) акцент должен быть сделан на развитии конкуренции между медицинскими организациями в системе ОМС (там, где это возможно) и на внедрении способов оплаты медицинской помощи в ОМС, усиливающих мотивацию медицинских организаций к расширению профилактики, более эффективному ведению больных с хроническими заболеваниями, обеспечению комплексности стационарного лечения и долечивания в амбулаторных условиях и т.д. , Целесообразно также провести апробацию в нескольких пилотных регионах новых механизмов финансирования, обеспечивающих развитие страховых принципов в системе ОМС.

Ресурсы, необходимые для реализации этой стратегии развития здравоохранения, представлены в таблице «Государственные расходы на здравоохранение по функциональным направлениям, % ВВП».

21.02.2018

Doklad_zdravoohranie_Web.pdf965.16 KB