Приоритетные задачи проэкспортной политики

В 2017 г. Россия совершила экспортный рывок — впервые с 2013 г. Зафиксирован рост как общего, так и несырьевого неэнергетического экспорта. Произошла принципиальная смена тренда — после нескольких лет снижения экспорт растет по всем ключевым отраслям экономики.

Позитивная динамика 2017 г. обусловлена рядом факторов. Важную роль сыграло и усиление национальной системы поддержки экспорта и соответствующего приоритета в экономической политике государства.
Благоприятный эффект оказали также и другие факторы: рост мировых цен на металлы, высокий урожай зерновых в России. Отдельно стоит отметить хорошую динамику поставок машинно-технической продукции. Был развернут экспорт широкой номенклатуры продукции, выпускаемой в России международными компаниями.
Увеличению экспорта способствовала посткризисная стабилизация экономики, адаптация бизнеса к новым условиям. Несмотря на то, что произошедшее в 2017 г. укрепление рубля повысило издержки на производство российской продукции, выраженные в иностранной валюте, это не привело к сокращению зарубежных продаж. Более того, выросла валютная выручка при поставках в рублях, а компании, значительно интегрированные в международные цепочки, получили возможность закупки иностранных комплектующих и оборудования на благоприятных условиях.

Несмотря на упомянутые достижения, дальнейшее развитие экспорта можно назвать «борьбой за рост», борьбой за долю рынка. Конкуренция на мировых рынках будет в дальнейшем только обостряться под влиянием роста протекционизма — зарубежные рынки уже сейчас закрываются сотнями тарифных и нетарифных мер защиты. Происходит эскалация торговых войн.

Страны усиливают борьбу за внешние рынки и поддержку экспорта в целях обеспечения конкурентоспособности национальных экспортеров — в иностранных государствах внедряются новые услуги по поддержке экспорта, поддерживаются новые инициативы (например, гарантии на финансирование внутренних инвестиций с привязкой к экспорту). Все это происходит на фоне уже сложившихся в странах комплексных систем поддержки экспорта, охватывающих все этапы реализации экспортных проектов.

В России за последнее время многое сделано для создания конкурентоспособной системы поддержки экспорта, но все же остается еще ряд нерешенных вопросов: широкий круг предпринимателей не включен в глобальные цепочки стоимости и поставок; сильно ограничен спектр конкурентоспособной продукции; сохраняются долгоиграющие административные и регуляторные барьеры — получение разрешительных документов, инфраструктурные проблемы, связанные с экспортной логистикой, излишний административный (валютный, налоговый, экспортный) контроль и др.

Все перечисленные факторы ограничивают возможности для «взрывного роста» российского несырьевого экспорта.

Учитывая постепенное изменение структуры мировой экономики, обусловленное технологическим прогрессом и цифровизацией, ожидается постепенный сдвиг отраслей в высокотехнологичную, наукоемкую сферу с растущим удельным весом секторов услуг.

В данных условиях необходимо формирование новой, проэкспортной экономической, промышленной и секторальной политики, сфокусированной на производстве продукции более высоких переделов, предоставление технологических и интеллектуальных сервисов. Это позволит обеспечить экспортную экспансию на зарубежные рынки.

Повышение переделов актуально практически для всех отраслей российского экспорта. За счет этого, помимо решения частной задачи — роста выручки экспортеров, достигается стратегическая цель — улучшение структуры российской экономики и снижение ее зависимости от колебаний мировой конъюнктуры.
Критически необходимо продолжать создание и модернизацию экспортных производств, внедрять передовые технологии, привлекать и выращивать квалифицированный персонал для этих задач. Также важно изначально ориентировать импортозамещающие производства на постановку и достижение целей в экспортной сфере.
Для освоения новых для нас рынков готовой продукции есть два основных способа: использовать модель «Россия как производственная площадка для мира», размещая мощности иностранных компаний на территории страны, либо обеспечить вывод на зарубежные рынки конкурентоспособной продукции отечественных предприятий.

Перспективными представляются оба направления, но наиболее интересным с точки зрения эффекта для экономики в целом, безусловно, является вывод российских товаров на иностранные рынки либо создание инновационной продукции и ее продвижение на новые рынки.

Однако развитие собственных брендов готовой продукции является крайне сложной задачей, требующей значительных инвестиций, компетенций и сил для конкурентной борьбы. В частности, необходимо обеспечить формирование спроса на российские товары и услуги за рубежом через работу с текущими и потенциальными потребителями российской экспортной продукции, а также продвижение позитивного делового имиджа России.

Сегодня основным драйвером роста экспорта представляются средние компании. Это предприятия, которые уже состоялись в России, но пока в недостаточной степени развернули деятельность за рубежом. Именно на них, прежде всего, должна работать национальная система поддержки экспорта.

Помимо этого, для реализации сценария ускоренного роста несырьевого экспорта в долгосрочной перспективе необходимо приложение ряда усилий, сконцентрированных на следующих направлениях:


  • Формирование благоприятных условий для расширения экспортно-ориентированной производственной базы, привлечение иностранных инвестиций, в том числе путем принятия специальных программ поддержки соответствующих производств, создания экономических площадок и зон для производства экспортной продукции, улучшение и модернизация энергетической, технологической, производственной и транспортной инфраструктуры;

  • Открытие рынков и активная политическая поддержка российских несырье вых поставок. Необходимо преодоление барьеров по доступу на рынки, в том числе путем двусторонних консультаций, соглашений о свободной торговле и о признании документов в области подтверждения соответствия, гармонизации технических и иных требований к продукции;

  • Упрощение регулирования экспорта (установление внутреннего режима благоприятствования экспорту), что даст возможность массовому выходу на внешние рынки малых и средних предприятий. Необходимы кардинальные изменения регулирования экспортной деятельности, включая смягчение требований валютного контроля вплоть до его отмены, упрощение процедур экспортного и фитосанитарного контроля, упрощение условий экспортной электронной коммерции, упрощение и ускорение процедур возврата экспортного НДС, освобождение от уплаты акцизов на реэкспортируемые товары и др.;

  • Развитие инструментов государственной поддержки, обеспечивающих конкурентоспособные условия ведения бизнеса для российских экспортеров по сравнению с поставщиками из других стран. Необходимо развивать долгосрочное финансовое планирование, обеспечивать достаточный уровень финансирования мер поддержки экспорта, создавать новые инструменты поддержки, в том числе ориентированные на экспорт услуг, развивать эффективную сеть региональных и международных точек присутствия, укреплять институты поддержки экспорта.


Необходимо также усиление систем поддержки экспорта на уровне субъектов Российской Федерации. Экспортную проблематику следует погрузить на уровень регионов и как задачу, и как ответственность. У каждого субъекта должен появиться отдельный фокус на развитие несырьевого экспорта.
Для сокращения отставания российской экономики от мировых тенденций выстраивания глобальных цепочек стоимости необходимо создание «идеальной» экспортной регуляторики и «комфортной» инфраструктуры осуществления экспорта для российских экспортеров. При этом не стоит забывать о повышении их финансовой грамотности и формирования культуры экспорта в России.

Масштабирование экспортных возможностей, нацеленных на глобальные рынки, должно стать одной из ключевых составляющих экономической политики России в долгосрочной перспективе.

27.04.2018

Report-Non-energy-Export.pdf2.65 MB