Виртуальные активы: NFT и виртуальные предметы в компьютерных играх и метавселенных

Доклад ЦСР «Виртуальные активы: NFT и виртуальные предметы в компьютерных играх и метавселенных» представляет собой продолжение серии докладов, посвященных виртуальным активам. Этот доклад рассматривает проблематику правового режима конкретных разновидностей виртуальных активов – невзаимозаменяемых токенов (NFT) и виртуальных предметах в компьютерных играх. При этом виртуальные предметы также рассматриваются прежде всего через призму тенденций последних лет, в течение которых виртуальные предметы все чаще стали оформляться в виде NFT.

В первой части доклад рассматривает самые разные виды NFT, приводя конкретные примеры токенов, которые сейчас обращаются на маркетплейсах: от привычных для многих NFT в отношении цифровых арт-объектов до фрагментированных NFT и NFT в отношении вещей. Такой комплексный взгляд на NFT позволяет прийти к системному пониманию этого явления и его месту среди объектов гражданских прав. Доклад критически подходит к отдельным предложениям квалификации NFT в качестве результата интеллектуальной деятельности, указывая, что далеко не все NFT связаны с произведениями, и даже если такая связь есть, то в большинстве случаев NFT содержит лишь ссылку на место, где хранится цифровой арт-объект. Нельзя путать NFT и с цифровыми правами: регулирование утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов рассчитано прежде всего на взаимозаменяемые токены, и оно совершенно не годится для учета специфики NFT. Также в докладе подчеркивается, что NFT нельзя путать с цифровой валютой (криптовалютой), хотя широкое определение цифровой валюты и делает эту задачу не совсем тривиальной. NFT порождает совершенно иные, уникальные риски, и попытки уместить его в форму уже закрепленных в законодательстве криптоактивов не будут эффективными.

В то же время доклад обращает внимание и на исключения из приведенного общего правила. Если речь идет о дробных или фрагментированных NFT («кусочках» целого NFT), то здесь уже стоит задуматься о применении к ним законодательства о цифровых финансовых активах и утилитарных цифровых правах, так как фрагменты NFT теряют уникальность, присущую NFT как единому целому. Этот пример показывает, что к правовой квалификации NFT нельзя подходить без учета технических особенностей конкретной разновидности NFT. Такая квалификация требует комплексного анализа невзаимозаменяемого токена, включая понимание технических принципов его функционирования.

Вторая часть доклада поднимает уже известную нашему праву проблему поиска правового режима для виртуальных предметов в компьютерных играх. Но представленный доклад предлагает взглянуть на этот вопрос через призму новых течений в этой сфере. В последнее время все чаще стали появляться игры формата play-to-earn, а также метавселенные, которые делают большой упор не на игровом процессе, а на обладании игроками виртуальными предметами. Такие виртуальные предметы реализуются в виде NFT, что позволяет игрокам распоряжаться этими предметами, независимо от оператора игры. При этом цена, например, виртуальных земельных участков может посоперничать с земельными участками в «нашем» мире. Эти тенденции обусловливают кратный рост экономической роли виртуальных предметов, обостряя уже известные, но так и не решенные проблемы регулирования виртуальных предметов.

Представленный ЦСР доклад предлагает по-новому взглянуть на допустимость оператора игры вмешиваться в игровой процесс, учитывая тот акцент, который он делает на ценности виртуальных предметов-NFT. К примеру, «ослабление» NFT-виртуальных предметов внутри игры может повлечь за собой большие потери игроков, которые понадеялись на постоянство разработчиков игры. Также рост стоимости виртуальных предметов еще больше актуализирует проблему лутбоксов, которые по своим рискам сопоставимы с азартными играми. Наконец, столь большая экономическая роль виртуальных предметов в играх нового поколения требует и серьезного восприятия этой проблематики судами. Такого серьезного отношения иногда не хватало в случаях, когда речь шла о виртуальных предметах в «обычных» играх. Доклад ЦСР описывает указанные риски и предлагает подходы к их решению. Эти предложения могут дать основу для дальнейшей, более развернутой дискуссии.

12.09.2022

ВА_NFT и виртуальные предметы в компьютерных играх_дизайн+приложение_сентябрь.pdf2.98 MB