Евразийская интеграция: застой или развитие?

01 ноября 2017

На конференции «Евразийская интеграция: застой или развитие?» были затронуты вопросы формирования общего экономического пространства и институтов управления Евразийским экономическим сообществом. Если по рынку товаров и рабочей силы интеграцию можно считать успешной, то по вопросам в области нетарифных ограничений, технических регламентов, энергетического рынка, фармацевтических товаров все еще идут переговоры.

Председатель совета ЦСР Алексей Кудрин отметил, что после кризиса 2008 года мировая глобализация затормозилась, однако в дальнейшем ее темпы роста будут увеличиваться. Главными механизмами глобализации станут финансовые институты и цифровые технологии. Алексей Кудрин так же обозначил три важных глобальных тренда: увеличение объема данных и их использования, рост миграционных потоков и смещение производственных цепочек под воздействием изменения потребления новых производственных технологий. Цифровизация, в свою очередь, должна стать главным проводником для лучшей интеграции внутри экономического сообщества. Россия в 3-4 раза сегодня отстает от самых передовых стран по темпам цифровизации.

«Для России для выхода на темп роста 3-4% в год необходимо удвоить до 2024 года несырьевой экспорт, что, безусловно, является амбициозной задачей. В прошлом году несырьевой экспорт составил всего 109 млрд.$., а он должен составляться 200-220 млрд.$», - сообщил Алексей Кудрин. «Необходимы структурные реформы по целому ряду направлений, а также значительное упрощение валютного контроля и таможенных процедур. Должны быть созданы условия для выхода наших товаров на экспорт», - добавил председатель совета ЦСР.

Первый заместитель Председателя Правительства Ксения Юдаева заявила, что прежде всего необходима низкая инфляция - самый важный фактор для нормального использования национальных валют во взаиморасчётах, в противном случае, мы останемся с высоким уровнем долларизации.

Председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин подчеркнул важность развития транспортных проектов в рамках ЕАЭС и необходимость их «состыкованности» между государствами участниками, отметив, что каждая страна развивает свою транспортную стратегию самостоятельно, а это отрицательно сказывается на интеграции. В совокупности снятие барьеров и выстраивание совместных институтов в рамках различных торговых соглашений не только внутри ЕАЭС позволит нарастить несырьевой экспорт, ведь для России ЕАЭС во внешней торговле составляет всего 8-9%. Поэтому Россия должна думать также о других сотрудничествах для выстраивания там интеграционных процессов.

Говоря о новом пакете санкций в отношении некоторых предприятий, Алексей Кудрин отметил, что теперь существуют новые требования, которые создают напряжения для выстраивания торговых отношений, что, безусловно, является вызовом в том числе и для ЕАЭС, поэтому в некоторой перспективе рубль может стать более удобной валютой для взаиморасчетов, потому что теперь уже появляется риски для валютных расчетов между различными предприятиями и компаниями. Однако, такие операции могут стать более дорогими для некоторых участников рынка.

Cо слов Ксении Юдаевой, финансовая интеграция после глобального кризиса 2008-2009 года стала по-другому осмысляться. До этого периода считалось, что дерегулирование в финансовой сфере не так уж и плохо, и либерализация, понимаемая как дерегулирование является позитивным фактором. Позже произошло осознание того, что чрезмерное дерегулирование приводит к регуляторному арбитражу и к существенному накоплению рисков в финансовой стабильности, с которыми каким-то образом нужно иметь дело. Было отмечено существенное вложение государственных денежных средств для разрешения накопленных рисков. Поэтому после 2010 года мы видим все большую тенденцию к гармонизации законодательства, которым, в первую очередь, занимается Совет финансовой стабильности.

Тигран Саакян, говоря о регуляторном арбитраже, отметил необходимость работы с третьими странами для расширения экономического пространства, что может в результате привести к диверсификации экономики участников экономического сообщества и стимулировать экономический рост.