Как мотивировать вузы и студентов

05 мая 2017

Образование является основным генератором новых знаний и технологий для обеспечения ускоренного умного экономического роста. По словам Михаила Алашкевича, заместителя руководителя направления «Человеческий капитал», именно в системе образования возможно наращивание потенциала каждого человека, который будет реализован на различных этапах его жизни. «Чтобы обеспечить наращивание этого потенциала, нужны ресурсы, которые позволят вывести систему образования из состояния выживания в состояние развития», - утверждает эксперт. Вместе с тем, подчеркивает он, доля расходов на образование снижается и составляет лишь 3,6% ВВП.

Для реализации задач технологического и инновационного развития, стоящих перед страной, нужны дополнительные инвестиции в сферу образования, сопоставимые со странами-лидерами. Также, говорит Алашкевич, нужно развивать организационно-финансовые инструменты для повышения эффективности расходов в секторе. Очевидно, что развитие этих инструментов должно опираться на модели повышения мотивации основных стейкхолдеров, в высшем образовании это - сами университеты, бизнес, государство и, конечно, обучающиеся.

В сфере образования есть хорошая методическая и инструментальная база для организационно-финансового обновления, поэтому, в первую очередь, нужна настройка и совершенствование существующих механизмов и инструментов финансирования - нормативно-подушевого финансирования, образовательных кредитов и других. Но для расширения источников и объемов финансирования сферы образования, важно также точечно «пилотировать» новые модели финансирования - университетские венчурные фонды, socialimpactbonds.

Эксперт ЦСР подробно остановился на двух существующих инструментах, требующих настройки – это нормативное финансирование университетов и образовательный кредит. По его словам, сегодняшняя система нормативно-подушевого финансирования требует совершенствования. «Нужно развивать конкуренцию вузов за ресурсы, а для этого выстраивать модели финансирования, ориентированные на результат», - отметил Михаил Алашкевич. Он напомнил: с 2017 года ведущие вузы (исследовательские и федеральные) стали получать «добавку» к базовому финансированию через инструмент повышающих коэффициентов, которые привязаны к результатам деятельности: количество публикаций, объем средств, привлеченных вузом на научные исследования, средний балл ЕГЭ у абитуриентов конкретных специальностей и направлений подготовки, другие показатели.

Благодаря этому реальному механизму мотивации, многие вузы смогли увеличить свое финансирование на 15-20%, а это суммы до 500-700 млн рублей в год. Этот инструмент уже апробирован и может быть распространен на всю систему, что потребует настройки показателей эффективности для опорных вузов, отдельно для вузов культуры и искусства, медицинских университетов.

Кроме развития мотивации вузов через коэффициенты качества нужно повышать гибкость инструментов финансирования. Сегодня образовательные программы строятся по модульному принципу, все чаще говорится о распаковке программ на отдельные курсы, но эта модульность не поддержана гибкими финансовыми инструментами. Вслед за распаковкой программ, нужна распаковка финансового норматива, уверен Алашкевич, что позволит развивать кооперацию и сетевое взаимодействие вузов. Также нужно распаковывать программы на модули с возможностью прохождения части из них на базе разных университетов, в том числе через онлайн.

«Важно передать студенту возможность принимать непосредственное участие в формировании своей образовательной траектории, иными словами, распоряжаться частью средств на свою подготовку», - говорит эксперт ЦСР. Это может быть грант, который по решению студента может быть использован в «домашнем» вузе, куда он поступил, или в другом университете или на онлайн-платформе, где конкретный курс преподается на более высоком уровне.

Что касается образовательного кредита, то это хоть и знакомый инструмент, но он требует не просто косметического ремонта, а полной реконструкции, говорит эксперт. Нужна новая модель такого вида займов. За последние 3 года выдано кредитов на общую сумму 1,5 млрд рублей, которые получили 7,5 тыс.студентов, при общей ежегодной численности бюджетных студентов около 2 млн человек. Это капля в море. «Сегодняшняя модель не выгодна ни студентам, ни банкам. Может быть государству? Тоже вряд ли, поскольку уже более 3-х лет программа образовательного кредитования не может выйти из фазы эксперимента», - говорит представитель ЦСР.

Известно, что численность бюджетных студентов в России определена законодательно: 800 бюджетников на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет. В сегодняшней демографической ситуации число бюджетных мест до 2025 года будет падать, а численность ребят в возрасте 17 лет будет последовательно расти, а значит появится больше абитуриентов, которым понадобятся новые работающие инструменты финансирования их образования. «Образование становится более дорогим, и ответственность за его получение, по крайней мере, на ступени высшего образования должна лежать, в том числе, на студенте, который получает это образование. Образование надо рассматривать как инвестицию в свое будущее», - говорит Михаил Алашкевич.

По его словам, уже просчитана модель, при которой государство берет на себя субсидирование подготовки бюджетных студентов, но через инструменты образовательного кредита. Это достигается путем перевода части бюджетных мест в ранг субсидируемого образовательного кредита. Как это работает? Специалист ЦСР объясняет: начиная с 2019 года до 10% бюджетных мест становятся полностью субсидируемыми государством местами, но через образовательный кредит – бюджетными местами нового типа. Модель предполагает возможность в течение 7 лет довести количество таких мест до 40%. И пропорционально будет постепенно снижаться количество кредитов, которые будут субсидироваться государством. Таким образом, через 7 лет количество мест, финансируемых мотивированными студентами через инструмент кредита, может вырасти до 30-40%, при этом половина из них будет субсидироваться государством исходя из критериев успеваемости, нуждаемости и пр. Выплата кредитов будет производиться только после завершения обучения.

«Какой эффект мы получим? До 500 тыс. человек воспользуются инструментом образовательного кредита, он станет массовым инструментом, что повысит интерес к этому инструменту банковского сектора», - считает эксперт. Половина из обучающихся в кредит (до 250 тыс. студентов) получат полную государственную поддержку, а еще 250 тыс. мотивированных студентов – это не только дополнительный вклад в человеческий капитал, но и дополнительные ресурсы, примерно 40 млрд рублей ежегодно. В итоге для государства высвобождаются от 30 до 40 млрд рублей ежегодно на решение иных задач в сфере образования. Суммарный эффект от такого маневра в текущих ценах составит до 450 млрд рублей, уверен Алашкевич.

Таким образом, предлагаются механизмы настройки организационно-финансовых инструментов, направленных на развитие мотивации и конкуренции в высшем образовании. Это и дифференцированные нормативы повышающих коэффициентов за качество и результат, и инструменты развития мотивации студентов через поддержку академической мобильности и образовательных кредитов.

Намеченные изменения невозможны без расширения форматов и инструментов поддержки инициативы студентов, вузов, бизнеса, региональных властей, без повышения автономии образовательных учреждений. «Ну и нельзя забывать, что без дополнительных бюджетных ресурсов не обойтись, но это инвестиции в человеческий капитал, а значит - вклад в экономический рост», - считает Алашкевич.