Направления совершенствования правового регулирования муниципального контроля в сфере благоустройства обсудили в Совете Федерации

28 февраля 2023

Вице-президент, директор центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Константин Никитин 27 февраля принял участие в круглом столе по теме «Совершенствование нормативно-правового регулирования муниципального контроля в сфере благоустройства» на площадке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Мероприятие провёл председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко.

По словам Вячеслава Тимченко, местное самоуправление является самым приближенным к населению уровнем власти. Муниципальный контроль выступает важнейшей частью общей регуляторной политики государства, от эффективности которого напрямую зависит качество жизни граждан. В связи с чем работа, которая проводится Минэкономразвития России в тесном партнёрстве с ЦСР по вопросам совершенствования муниципального контроля, является актуальной.

Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин отметил, что подготовлено несколько предложений по развитию МКБ и выделил ряд актуальных вопросов. Например, на современном этапе реформы отсутствует единообразие при определении предмета и положений о виде контроля, также контрольному органу необходим действенный инструментарий по пресечению нарушений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме этого, назрела необходимость внедрения в деятельность органов муниципального контроля цифровых сервисов по ведению дел об административных правонарушениях.

Вице-президент, директор центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Константин Никитин обозначил возможные решения актуальных проблем муниципального контроля. По данным Государственной автоматизированной системы «Управление» (ГАСУ), в 2015 году на муниципальном уровне совершено 68 тысяч проверок по семи видам контроля, среди которых самыми массовыми являются благоустройство и земельный контроль. В 2021 году осуществлено 25 тысяч проверок, а в прошлом году по данным системы Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) всего проведено 142 проверки на муниципальном уровне. При этом в 2021 году количество административных наказаний составило около 90 тысяч. Это говорит о том, что инструменты контроля и надзора по действующему федеральному закону были не основными для муниципалитета, отметил вице-президент ЦСР.

Константин Никитин отметил, что для создания единообразия в предмете контроля необходима экспертная работа по его уточнению. Для этого следует проанализировать положения и правила благоустройства, выделить те объекты контроля, которые можно использовать в рамках закона о контроле 248-ФЗ, разработать в рамках этого же закона специальные механизмы для муниципального контроля, а остальные объекты — исключить, внеся изменения в закон о принципах организации местного самоуправления 131-ФЗ. Таким образом, будет сформирован закрытый перечень предмета контроля. Эта работа уже ведётся ЦСР с Кировской областью в рамках подписанного в 2022 году Соглашения.

В донастройке нуждается и 248-ФЗ. Речь идёт о работе с инструментарием доступном инспектору для эффективной работы: ряд мероприятий сегодня не совсем актуален для муниципалитетов.

«Предложение следующее: разработать специальное контрольное мероприятие для муниципального контроля в сфере благоустройства», — подчеркнул Никитин.

Вице-президент ЦСР также сообщил, что в случае исключения части объектов из предмета муниципального контроля за благоустройством, то для получения объективных данных об административной нагрузке, муниципалитетам целесообразно будет подключиться к ГИС ТОР КНД. В настоящий момент на завершающей стадии находится пилотный проект по цифровизации административного производства, разработанный ЦСР совместно с Минэкономразвития и Минцифры России, в котором принимают участие 10 контрольных органов из разных регионов страны

Участие в круглом столе также приняли сенаторы Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.