Стратегический консенсус: без него нацпроекты не заработают

28 мая 2018

Что необходимо сделать для реального запуска эффективных национальных проектов, обсуждали эксперты на панельной дискуссии «Достижение стратегических целей через национальные проекты: как совершить прорыв», состоявшейся на полях ПМЭФ-2018.

Открывая дискуссию, заместитель директора департамента проектной деятельности Правительства РФ Андрей Бадин обратил внимание на тот факт, что сегодня в России в общей сложности реализуются 37 приоритетных программ по национальным проектам. К сожалению, не все проекты можно назвать прорывными. Часть из них имеют низкое качество планирования, имеются сложности с межведомственным взаимодействием и внедрением на региональном уровне. Созданная методология работает, но она сложна для текущего уровня зрелости российской проектной деятельности. В то же время реализации нового «майского» указа Президента РФ («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») планируется проектным методом, через 12 национальных проектов. Поэтому важно, отметил Бадин, что понятные сейчас проблемы с внедрением проектного подхода надо решать – развивать проектные компетенции, упрощать методологию проектов, дебюрократизировать определенные направления.

Позитивный опыт проектной работы представил собравшимся замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Он отметил несколько ключевых вызова, которые встали перед проектной командой и с которыми могут столкнуться другие проектные офисы. Это целеполагание, сквозной контроль, необходимость упрощения регламентных процедур, обучение и координация.

Леонид Осипов, заместитель начальника Экспертного управления Президента РФ, отметил, что особенностью последнего майского указа является то, что по своей сути данный указ – техническое задание для реализации национальных проектов. По его мнению, в совокупности новые национальные проекты – комплексный план реализации указа. «Они – не внешняя оболочка старых проектов, а принципиально новые планы» - сказал Леонид Осипов. Если раньше осуществление шло снизу вверх, от потребностей различных ведомств к формированию новых проектов, то теперь движение направлено сверху вниз – под установленные на самом высоком уровне проекты подстраиваются ведомства и региональные власти.

Между тем, вице-президент ЦСР Мария Шклярук отметила, что в качестве стратегического документа для реализации национальных проектов майский указ не идеален. Среди его недостатков: отсутствие описания образа новой экономики и ее принципов, которые могли бы быть ориентирами госслужащим при принятии повседневных решений; «подвисший» статус стратегии социально-экономического развития, предусмотренный законом «О стратегическом планировании». В ситуации когда стратегические цели заданы Указом, оперативное принятии стратегии, совпадающей с целями Указа, могло бы помочь выстроить единую систему мониторинга достижения целей. Кроме того, Мария Шклярук обратила внимания на то, что национальные цели очень амбициозны и очевидно, что достичь их только через национальные проекты скорее всего невозможно – необходимо ориентировать всю деятельность органов власти на их достижение: а значит, пересматривать госпрограммы, создавая нормальную управленческую ситуацию, когда министр имеет конкретные цели, ресурсы на их достижение и организует работу ведомства как в проектном, так и в процессном формате.

Это не единственная проблема. Результативность майского указа зависит от того, смогут ли различные ведомства и министерства найти общий язык при его исполнении. Представитель ЦСР напомнила собравшимся о технологиях выработки общего целеполагания. Мария Шклярук предложила правительству провести стратегическую сессию, в ходе которой в неформальной обстановке пройдет честное обсуждение возможных проблем и путей их решения. Такая дискуссия может приобрести острый характер. «Но пока не будет общего видения целей, не будет общей командной работы ведомств – сложно рассчитывать на реальный успех» - отметила Мария Шклярук.

Особое внимание спикер ЦСР обратила на судьбу регионов, которые в ближайшее время будут вынуждены оперативно, и даже поспешно, менять свои стратегические программы под условия нового майского указа президента – и важно, чтобы они были вовлечены в подготовку нацпроектов вместе с федеральными властями.
Поиск средств для осуществления новых национальных проектов стал еще одной из главных тем дискуссии. Интересное решение предложил Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства. По его мнению, переход министерств и некоторых других государственных организаций на централизованный бухгалтерский учет, осуществляемый Федеральным казначейством, способен освободить значительное количество ресурсов для реализации других проектов. Также Федеральное казначейство может принять на себя все функции по взаимодействию со Счетной палатой.

Выступивший в конце дискуссии зампред правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов отчасти вновь вернулся к тезисам ЦСР, отметив, насколько важно, чтобы новый майский указ имел другие механизмы его реализации, чтобы регионы более активно привлекались к формированию инструментов реализации и показателей эффективности.

Сессия завершилась опросом о том, на чем следует сконцентрировать особое внимание в сфере осуществления национальных проектов. Большинство респондентов остановилось на двух основных направлениях: на улучшении межведомственного взаимодействия и вовлечении регионов в реализацию проектов, а также на работе по оптимизации планирования и постановки задач.

Видеозапись сессии доступна по ссылке.