Темы социальной репутации российского бизнеса и фудшеринга обсудили на площадке ЦСР

28 ноября 2022

24 ноября состоялось совместное дискуссионное мероприятие ЦСР, ESG Альянса и ЦСП «Платформа», в рамках которого были представлены предварительные результаты исследования социальной политики бизнеса в текущих условиях, проведенного при поддержке Х5 Group. Аналитический проект был нацелен, в частности, на выявление отношения общества к крупным российским компаниям, ожиданий от их социальной деятельности, а также на определение восприятия такого важного направления как фудшеринг (некоммерческая передача продовольствия малоимущим слоям населения).

Модераторами мероприятия стали президент ЦСР Владислав Онищенко и генеральный директор ESG Альянса Андрей Шаронов. Открывая мероприятие, Онищенко отметил, что а сложившихся обстоятельствах «социальная ответственность и корпоративная социальная ответственность очень важна, а ее структурирование, в частности, по вопросу фудшеринга, для существенной части нашего населения имеет очень большое значение».

Андрей Шаронов обозначил во вступительном слове, что «в России каждый год фактически выбрасывается 17 млн тонн продовольствия — это огромная цифра. Сокращение этого объёма — забота бизнеса в рамках темы устойчивого развития, а решение этой задачи — на стыке действий бизнеса, регуляторов и общества. Поэтому будет правильно, если альянс включится в поддержку этой темы».

Генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов далее прокомментировал данные исследования: «Результаты показывают, что общественные настроения динамичны, население уже всерьез ощущает последствия кризиса. В такой ситуации важны программы, которые усиливают солидаризацию между основными сегментами общества: населением, государственными институтами, бизнесом. Ограничения, которые мешают этому процессу (как мы видим на примере фудшеринга), должны преодолеваться путем взаимного компромисса. От оперативности поиска новых моделей социального партнерства во многом зависит, насколько устойчивым окажется общество в будущем году».

По итогам обсуждения руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина заявила: «Проведенное исследование показало, что текущий кризис сформировал дополнительный запрос общества на различные дополнительные меры поддержки — в том числе в натуральной форме. Фудшеринг — один из механизмов, через который эта помощь может быть предоставлена. Проекты в области фудшеринга развиваются на сегодняшний день благодаря инициативам бизнеса. Для распространения этого опыта необходим более комплексный подход: еще предстоит рассмотреть вопрос смягчения налоговой нагрузки на бизнес, произвести дальнейший расчет дополнительных издержек бизнеса, определить категории получателей мер поддержки и механизмы, логистические цепочки».

Вторую часть обсуждения модерировали резидент экспертного клуба ЦСР, заместитель генерального директора ТИАР-Центр Антон Брежнев и Алексей Фирсов. В своём вступительном слове Антон Брежнев сообщил, что «фудшеринг – социально-экологическое движение, с помощью которого продукты распределяются среди людей. Специфика продуктов для фудшеринга – истекающий срок годности, т. е. продукты отвечают нормативным требованиям и безопасны для употребления», а также отметил значительный рост интереса к теме в России и обозначил целью сессии поиск возможностей для развития фудшеринга.

Директор АНО «Фудшеринг» Александра Кумпан, участвовавшая в обсуждении, представила результаты тематического исследования и сообщила о том, какие есть барьеры на пути развития фудшеринга и что необходимо предпринять для его развития в России.

Подводя итог второй части мероприятия на площадке ЦСР, Антон Брежнев заключил, что для развития фудшеринга необходимо устранять возникающие барьеры: «В первую очередь, регуляторные: например, сейчас из-за налогового барьера в виде НДС еду выгоднее направить на утилизацию, чем отдать на фудшеринг, а ветеринарные требования не позволяют передавать продукты растительного происхождения на корм животным. Кроме того, важно просвещать и рассказывать о фудшеринге как можно большему кругу лиц, вовлекать бизнес в эту практику. Сейчас в стране около 12 % лиц, находящихся за чертой бедности, для которых фудшеринг мог бы стать мерой поддержки. Сейчас, спасая еду с помощью фудшеринга, можно было бы накормить около 30 млн человек в России. И, что не менее важно, сохранить нашу природу, минимизируя образование пищевых отходов, количество которых приближается к отметке в 18 млн тонн в год. Так что давайте объединяться».

Полное видео мероприятия доступно по ссылке: https://youtu.be/txv2wFZKKX8