Успех в борьбе с контрафактом в онлайне зависит от координации между участниками рынка
02 апреля 2024
Центр стратегических разработок провел инициативное исследование на тему борьбы с контрафактом в электронной коммерции и сформулировал рекомендации по ее усилению. Рецептом успеха эксперты видят создание механизма упрощенного взаимодействия с маркетплейсами и регулятором для заинтересованных правообладателей.
Для усиления борьбы с контрафактом в онлайн-сегменте необходимо обеспечить большее вовлечение правообладателей и упростить механизм взаимодействия между ними, маркетплейсами и регулятором, такой вывод сделали эксперты ЦСР по результатам исследования «Подходы к противодействию обороту контрафакта в электронной коммерции». Действующий порядок взаимодействия участников рынка онлайн-торговли требует пересмотра, так как он способствует скорее вытеснению контрафакта в офлайн-сегмент, чем сокращению его оборота в целом.
Проблема контрафакта по большей части актуальна для офлайн-торговли: основными каналами его реализации являются вещевые рынки и торговые центры, тогда как доля контрафакта, реализуемого через Интернет, по различным оценкам составляет от 8 до 13%. Наибольшего эффекта в борьбе с контрафактом можно достичь, усилив контроль за обращением продукции на оптовых вещевых рынках, тем самым выявив источник контрафакта. Однако из-за дисбалансов во взаимодействии участников рынка онлайн-торговли по проблеме контрафакта происходит не сокращение оборота контрафакта в целом, а его вытеснение из онлайна в офлайн.
Анализ показал, что правообладатели, которые должны быть заинтересованы в пресечении обращения контрафакта, не в полной мере задействуют доступные инструменты защиты интеллектуальных прав. Маркетплейсы ищут баланс между своевременным принятием мер по выводу контрафакта из обращения и недопущением роста барьеров входа на рынки из-за избыточно жесткой модерации. Кроме того, возможности проверки оригинальности документов, предоставляемых продавцами в ответ на жалобы пользователей, ограничены из-за отсутствия реестров по ряду документов. Добросовестные продавцы, с одной стороны, сталкиваются с риском блокировки и требованиями предоставить информацию по жалобам, с другой стороны, конкурируют по цене с продавцами контрафакта.
Маркетплейсы несут ограниченную ответственность за обращение контрафакта. Она зависит от того, в каком статусе выступает площадка в конкретной транзакции: является платформа продавцом (продает товары по формату 1P) либо информационным посредником, предлагая товары на площадке других продавцов (модель 3P). Информационные посредники не несут ответственность за обращение контрафакта в случае своевременного принятия мер по защите интеллектуальных прав. При этом большая часть товаров, реализуемых маркетплейсами, является товарами продавцов, по которым маркетплейс выступает информационным посредником (по оценкам участников рынка, доля товаров 1P на маркетплейсах не превышает 15% от совокупного количества товаров).
Постоянная блокировка предложений контрафакта в интернете требует больших ресурсов от правообладателей, поэтому в их интересах использовать инструменты превентивной защиты своих товарных знаков. Правообладатели могут внести товарные знаки в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), что упростит выявление контрафакта на этапе ввоза в страну, а также оформить исключительный лицензионный договор для представителя в России, тем самым наделив его правом защиты прав на товарный знак.
ЦСР проанализировал активность правообладателей девятнадцати брендов: Casio, hoco, Bosch, Huter, Xiaomi, Philips, IDEMITSU, Shell, Kraftool, StarLine, Husqvarna, Gillette, ELF, Grinda, MOTUL, Eurolux, AVON, Mr. BOY, MOBIL. Всего выбранными правообладателями было зарегистрировано 857 товарных знаков, 720 из них не имеют лицензиатов, а 93% всех выданных лицензий – неисключительные. В ТРОИС зарегистрированы товарные знаки 9 из 19 брендов. Таким образом, правообладатели не в полной мере задействуют доступные инструменты превентивной защиты своих товарных знаков.
Эксперты ЦСР рассмотрели три возможных подхода усиления борьбы с контрафактом на маркетплейсах: обеспечение большего вовлечения правообладателей в борьбу с контрафактом, формализация упрощенного механизма взаимодействия с маркетплейсами по инициативе правообладателей и одностороннее усиление ответственности маркетплейсов. Показано, что для успеха в борьбе с контрафактом необходимо создать механизм упрощенного взаимодействия с маркетплейсами и регулятором для заинтересованных правообладателей.
На основе проведенного анализа экспертами предложен ряд мер, направленных на предотвращение оборота контрафакта. Меры разделены на первоочередные и дополнительные – эффективность последних будет зависеть от прогресса в реализации первоочередных мер. К первоочередным мерам отнесено распространение информации об инструментах защиты исключительных прав, формализация упрощенного трека для подачи жалоб через личный кабинет правообладателя на маркетплейсе, а также координация усилий маркетплейсов, правообладателей и регуляторов по проверке продукции с подозрением на контрафакт.
ЦСР предложил туристическому сообществу совместно участвовать на международных туристических выставках
22.10.2024Читать
ЦСР предложил странам СНГ разработать трансграничные турмаршруты
21.10.2024Читать
Новые участники усилят влияние БРИКС на рынке нефти и газа
21.10.2024Читать
ЦСР ожидает четырехкратного роста турпотока между странами БРИКС до конца 2024 года
18.10.2024Читать
В 2025 году список целевых стран для развития въездного туризма будет расширен
14.10.2024Читать
ЦСР рекомендовал бизнесу присмотреться к «зеленым» проектам по утилизации свалочного газа
11.10.2024Читать
Татьяна Караваева: Межрегиональные проекты это хороший драйвер для запланированных достижений
11.10.2024Читать
Россия и Китай обладают большим потенциалом для увеличения взаимных турпотоков
11.10.2024Читать
ЦСР на форуме Стратегов предложил подход к формированию региональных стратегий
11.10.2024Читать
ЦСР рассчитал эффект от реформы контрольной (надзорной) деятельности
08.10.2024Читать
Прогноз развития рынка кибербезопасности в Российской Федерации на 2024-2028 годы
08.10.2024Читать
ЦСР представил результаты исследования фискальной нагрузки на ОЭЗ
03.10.2024Читать
ЦСР изучил состояние сферы водоснабжения и водоотведения России
02.10.2024Читать
Определились победители всероссийского конкурса видеороликов «Россия твоими глазами!»
27.09.2024Читать
Цифровая трансформация транспортной отрасли – основа для решения проблем агломерационной пассажирской мобильности
19.09.2024Читать
ЦСР и Санкт-Петербург будут вместе раскрывать турпотенциал северной столицы
18.09.2024Читать
ЦСР на Baltic Weekend провел презентацию национального туристического бренда Discover Russia
13.09.2024Читать
В ЦСР обсудили меры поддержки сферы утилизации вторичных ресурсов и производства вторсырья
11.09.2024Читать
Сформирован шорт-лист конкурса видеоработ «Россия твоими глазами!»
11.09.2024Читать
В честь русского путешественника Афанасия Никитина индийские туроператоры, туристы и блогеры совершат мотопробег Москва...
10.09.2024Читать
ЦСР объединит усилия с РИИЦ для взаимного привлечения индийских туристов
09.09.2024Читать
Как публичные оценки помогут повысить качество товаров и услуг
06.09.2024Читать
В целях дальнейшего развития туризма ЦСР подписал ряд соглашений
05.09.2024Читать
Креативная экономика должна активно развиваться и в основных отраслях экономики преобладающих в регионах
05.09.2024Читать